Сибирские огни № 01 - 1972

В. ЗОТОВ заслуженный учитель школы РСФСР Пилюли от перегрузки Автор этих заметок Владимир Николаевич Зотов до недавнего времени руково­ дил одной из сельских школ Тюменской области. Сейчас он на пенсии, но продол­ жает работать над проблемами рационализации школьного обучения в областной отделе народного образования, ведет внештатный отдел школ в редакции «Тюмен­ ской правды». «Профессия учителя в нашей стране стала массовой. Вообще мало найдется у нас людей, которым были бы чужды вопросы учебы и воспитания подрастающего поколения. Пройдет не так много лет,—говорил Л. И. Брежнев,—и те, кто сегодня сидит за партой или на студенческой скамье, придут на производство, в науку, культуру. От того, чему и как мы их научим сейчас, во многом будет зависеть прогресс на­ шего общества в будущем». Вот почему мы считаем, что публикуемые ниже записки директора школы за- \ интересуют наших читателей. НОТ СТУЧИТСЯ В ШКОЛУ «Литераторша» говорила не то с за­ вистью, не то с удивлением: — И как это у вас на все хватает вре­ мени? Школой руководите, уроки ведете, литературный кружок... Да еще пропаган­ дист, лекции читаете, в печати и по радио выступаете. И при всем этом успеваемость по предмету полная! — Не удивляйтесь,— сказал директор.— Это рационализация, научная организация труда на меня работают. Сначала я на них в поте лица несколько лет трудился, а те­ перь— они на меня. Всю жизнь... — Ну какая рационализация может быть в школе? Наша работа — это планы, уроки да тетради бесконечные,— пожала плечами преподавательница литературы. — НОТ хорошо внедрять на заводе,— поддержала ее учительница биологии.— Там эти... автоматы, поточные линии. А у нас живые души, дети... у| Молчавшая до сих пор «географичка» '"возразила: — А мы готовим тех, кому завтра осу­ ществлять автоматизацию и интенсифика­ цию народного хозяйства. Культуру труда, вкус к рационализации, умение работать творчески надо воспитывать уже со школь­ ной скамьи. Если мы здесь не привьем всего этого, то... Ее перебила преподавательница литера­ туры: — Пришлют инструкции, методические- разработки — тогда и начнем вводить. От­ себятиной заниматься не буду. Хватит, на- перестраивались... — Где, опять же, мы возьмем средст­ ва на всякие новшества? — подхватил ма­ тематик и тут же с треском откинул на больших классных счетах несколько костя­ шек, обозначающих некую солидную сумму. Директор, засучив рукав рубашки, по­ дошел к этим счетам и спокойно начал: — Во-первых,— отбросил назад одну косточку,— никаких особых средств для рационализации не надо. Хотя вообще-то дополнительные деньги школе не помеша­ ли бы... Во-вторых,— он опять щелкнул на счетах,— энтузиаст этого дела Гастев го­ ворил, что НОТ можно осуществить не только на оснащенном новейшими маши­ нами заводе, но и в любом шалаше. Вез дело в человеке, в том, как он умеет тру­ диться... Так он разбивал один довод за другим, а когда отлетела последняя косточка, за­ ключил: — Поставь хоть первоклассные обучаю­ щие и контролирующие машины — не добь­ ешься желанного успеха, если учитель не любит детей, не может заинтересовать их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2