Сибирские огни № 01 - 1972
В. ЗОТОВ заслуженный учитель школы РСФСР Пилюли от перегрузки Автор этих заметок Владимир Николаевич Зотов до недавнего времени руково дил одной из сельских школ Тюменской области. Сейчас он на пенсии, но продол жает работать над проблемами рационализации школьного обучения в областной отделе народного образования, ведет внештатный отдел школ в редакции «Тюмен ской правды». «Профессия учителя в нашей стране стала массовой. Вообще мало найдется у нас людей, которым были бы чужды вопросы учебы и воспитания подрастающего поколения. Пройдет не так много лет,—говорил Л. И. Брежнев,—и те, кто сегодня сидит за партой или на студенческой скамье, придут на производство, в науку, культуру. От того, чему и как мы их научим сейчас, во многом будет зависеть прогресс на шего общества в будущем». Вот почему мы считаем, что публикуемые ниже записки директора школы за- \ интересуют наших читателей. НОТ СТУЧИТСЯ В ШКОЛУ «Литераторша» говорила не то с за вистью, не то с удивлением: — И как это у вас на все хватает вре мени? Школой руководите, уроки ведете, литературный кружок... Да еще пропаган дист, лекции читаете, в печати и по радио выступаете. И при всем этом успеваемость по предмету полная! — Не удивляйтесь,— сказал директор.— Это рационализация, научная организация труда на меня работают. Сначала я на них в поте лица несколько лет трудился, а те перь— они на меня. Всю жизнь... — Ну какая рационализация может быть в школе? Наша работа — это планы, уроки да тетради бесконечные,— пожала плечами преподавательница литературы. — НОТ хорошо внедрять на заводе,— поддержала ее учительница биологии.— Там эти... автоматы, поточные линии. А у нас живые души, дети... у| Молчавшая до сих пор «географичка» '"возразила: — А мы готовим тех, кому завтра осу ществлять автоматизацию и интенсифика цию народного хозяйства. Культуру труда, вкус к рационализации, умение работать творчески надо воспитывать уже со школь ной скамьи. Если мы здесь не привьем всего этого, то... Ее перебила преподавательница литера туры: — Пришлют инструкции, методические- разработки — тогда и начнем вводить. От себятиной заниматься не буду. Хватит, на- перестраивались... — Где, опять же, мы возьмем средст ва на всякие новшества? — подхватил ма тематик и тут же с треском откинул на больших классных счетах несколько костя шек, обозначающих некую солидную сумму. Директор, засучив рукав рубашки, по дошел к этим счетам и спокойно начал: — Во-первых,— отбросил назад одну косточку,— никаких особых средств для рационализации не надо. Хотя вообще-то дополнительные деньги школе не помеша ли бы... Во-вторых,— он опять щелкнул на счетах,— энтузиаст этого дела Гастев го ворил, что НОТ можно осуществить не только на оснащенном новейшими маши нами заводе, но и в любом шалаше. Вез дело в человеке, в том, как он умеет тру диться... Так он разбивал один довод за другим, а когда отлетела последняя косточка, за ключил: — Поставь хоть первоклассные обучаю щие и контролирующие машины — не добь ешься желанного успеха, если учитель не любит детей, не может заинтересовать их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2