Сибирские огни № 01 - 1972
ванный рабочий день им подавай. А у нас тут не получается. День вкалываешь в кол хозе, а вечером, а иной раз и ночи прихва тишь,— в собственном хлеву или на огоро де. Ни выходных тебе, ни отдыха. Над грядой тальника со свистом про неслась стайка уток. Они держали курс вдоль реки, потом резко рванули вправо и пошли на снижение — к озеру. — Выводок целый...— отметил Юрка Луков. Булихов засобирался уезжать. Мы вста ли. Иван Иванович начал закрывать запол ненные молоком фляги, а Юрка пошел со мной к берегу. Спускаясь по зарослям таль ника к воде, сказал: — Это правильно бригадир про личное хозяйство толковал. Я вот с женой часто скандалю. Приду с работы, бывает, с ног валюсь от устатку. А во дворе еще ничего не сделано — она тоже не успевает, на сливкоотделении допоздна работает. Ду маешь, да пропади ты все пропадом. По как прикинешь: пацанам молоко требуется, а где его возьмешь, если не будет своего хвоста во дворе. Личное и колхозное так и разрывает на части. Я вот вполсилы на производстве не могу, свое сделаю, надо другим помочь. А есть такие, которые на работе отдыхают, чтобы дома повкалывать. А делить поровну — это особый характер надо иметь. Мы посидели у воды, помолчали. Потом Юрку позвали, я остался один К рыбалке интерес пропал. Да и солнце палило беспо щадно, клев ухудшился. Довольствуясь тем, что на сковородку пойманного хватит, я решил потихоньку отправиться в де ревню. Идти тут километра четыре, все лесом, дорога веселая. За маленькой лужайкой дорога нырну ла вниз под две сплетенные черемухи. По веяло прохладой. Мысли тут же вернулись к Юркиным словам. Была в них большая, многими из нас до конца не осознанная правда. Я вспоминаю, как пацанами, лишь толь ко закончится учебный год, выпрашиваем у бригадира лошадей и до самой осени, не зная усталости, пропадаем вместе со взрос лыми на покосе, на льне, на закладке си лоса. Когда же родители заставят денек- другой пополоть картошку в своем огороде, так эти дни долго потом помнятся, как са мые безрадостные. Интереса трудиться в одиночку я не понимал. Может быть, по тому, что не знал единоличной жизни. Себя прокормить — это дл? любой ка тегории людей составляет часть общих жизненных забот. Но, например, у город ского жителя эта забота совпадает с его работой на производстве. Выполнил норму на заводе, фабрике — уже обеспечил себе прожиточный минимум. После смены горо жанин идет отдыхать, набираться сил для нового трудового дня. В деревне — все иначе. Вот хотя бы сейчас: все мои земляки свои выходные дни проводят за нелегким трудом, на по косе. Цель этого труда — прокормить себя. Но разве колхозная или совхозная ра бота не обеспечивает крестьянину прожи точный минимум? Зарплата на селе сейчас в среднем не намного ниже, чем в городе. У иных же категорий сельских работников и повыше. Разница в том, что городской житель пользуется услугами гастрономов, столовых, получает там необходимые про дукты в свежем виде. Крестьянин же, как и триста лет назад, кормит себя сам. без отрыва, что называется, от производства. Хотя он теперь далеко не тот, каким был когда-то. В том, что колхозник мало тратит де нег на продукты питания, ничего достопри мечательного нет. Во-первых, посмотрим на стол сибирского крестьянина летом. Картошка, пучок зеленого лука, квас, мо локо, кое-где — солонина, яйиа. Ближе к осени появляются огурцы. Прямо скажем, лето в деревне — не время для гурманов. В магазине же ничего, кроме прошлогод них овощных и фруктовых консервов, не купишь. Во-вторых, на что тратит крестья нин свою зарплату? Стиральная машина у него, допустим, куплена, мебель необходи мая, одежда — есть. В каждом втором — третьем дворе — мотоцикл или автомашина. Деньги стали оседать в сберегательных кас сах, а то и в кубышках. Зарплата крестья нина утратила свой «оперативный» смысл, лишь незначительный ее процент участвует в ежемесячном товарообороте. Наступает осень. Над деревней повиса ет непроходящий запах паленой щетины. Это — своеобразная страда по убою каба нов. У тех, кто хорошо поработал в личном хлеву, стол до весны полон яств. А у тех, кто больше времени отдавал производству? Увы, тот ездит за продуктами в райцентр или, как тот Веселовский, выписывает их в колхозе, на что, как известно, имеется установленный правлением строгий лимит. Весь уклад нашей жизни постепенно идет к тому, чтобы человек все больше и больше освобождался от излишней забо ты о доме. Ему на помощь приходит служ ба быта, столовые, магазины. Ты работа ешь, создаешь материальные ценности, вос питываешь детей, а тебя обслуживают. Деревенская молодежь тоже теперь име ет потребность скорее к такой жизни, чем к той, которая известна их родителям. Однако мы слышим расчетливый голос: кормить деревню из магазина, когда и в городе не всех продуктов хватает,— это сейчас нереально и неразумно. В этом, конечно, есть резон. Тем более, что далеко не всякий деревенский житель сегодня имеет интерес к питанию из мага зина. И этому «классическому» крестьяни ну сейчас идут навстречу, помогают с кор мами для скота, пашут огороды, дают транспорт. Очень правильно! Но «классическому» крестьянину сегод ня уже за пятьдесят. Вот что бы я написал Кольке Зубкову?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2