Сибирские огни № 01 - 1972
марте, будущего, 1904 года. Но в январе разразилась русско-японская война, и вопрос о крымской дороге был отложен на неопределенный срок. Через два месяца после начала войны Николай Георгиевич уехал на Дальний Восток как военный корреспондент газеты «Новости дня» и как «инженер для поруче ний при начальнике военных сообщений Маньчжурской армии». Ему поручено было строительство дальневосточной железной дороги. Незадолго до отъезда он вернулся в Ялту, чтобы закончить дела и распустить изыскательскую партию. Он пришел проститься с Чеховым, они говорили о войне, о бу дущей дороге и, провожая его, Антон Павлович уверял, что непременно приедет з. Маньчжурию. — Поеду за границу,— сказал он,— а потом к вам. Непременно приеду. Это было их последнее свидание... ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. ПОЕЗДКА К ГОРЬКОМУ Сразу же по приезде на Дальний Восток, Николай Георгиевич разработал проект подвесной канатной дороги, наиболее, по его мнению, подходившей для гористой мест ности. Этот, новый по тем временам, план был одобрен начальством и послан на ут верждение в Петербург. Николай Георгиевич с нетерпением ждал ответа. Но надеждам его снова не суж дено было осуществиться. Пока шла обычная канцелярская волокита, русская армия терпела поражение, отступала, и территория, на которой должна была строиться дорога, переходила к японцам. И снова вся работа пропала даром. А между тем наступила осень, дороги размыло дождем, и Николай Георгиевич с горечью думал о том, как пригодилась бы теперь его воздушная дорога. Сколько сил, сколько денег спасла бы она! Иной раз в бессонные ночи отчаяние овладевало им и начинало казаться, что судьба преследует его и рушит все планы, один за другим. Но он гнал от себя эти мысли, утешаясь тем, что главное и любимое дело его жизни— литература — остается при нем и заниматься ею никто не может ему помешать. — Перо в моих руках,— говорил он себе, и былая энергия возвращалась к нему. Но шла война, и литературная работа сводилась к корреспонденциям, которым он должен был теперь посвятить себя всецело. В предисловии к «Дневнику во время войны», в котором Николай Георгиевич- объединил свои корреспонденции с фронта, он давал обещание читателям писать толь ко правду. И слово свое он сдержал. Потому и следила цензура за этими корреспон денциями с особым вниманием, потому и резала их беспощадно. И все же они раскры вали перед читателем многое: неподготовленность русской армии, неумелое руководст во, плохое снабжение. Эти корреспонденции говорили и о беспримерном мужестве, стойкости, героизме русских солдат и офицеров. Картины боев, отступление русской армии, самоотвержен ный труд врачей, медицинских сестер, санитаров, толпы раненых, ожидающих перевяз ки, убитые, рядами лежащие на платформе маленькой железнодорожной станции,— все это читатель видел как бы своими глазами... На Дальнем Востоке Николай Георгиевич пробыл долго. Там застала его револю ция 1905 года. Всей душой он рвался в Россию, но и здесь, вдалеке от событий, не мог не участвовать в политической жизни страны: содействовал распространению в армии запрещенной литературы, печатал статьи в Харбинской газете. Весною 1905 года ему представилась возможность вернуться на короткий срок в Петербург. Этой поездкой он воспользовался, чтобы внести из своих сбережений круп ную сумму на дело большевистской партии. Й вот он у Горького, в Куоккале, дачном поселке на берегу Финского залива. Дача в этот, день была полна народа. По саду прогуливались соседи Алексея Макси-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2