Сибирские огни № 01 - 1972
Георгиевич перевел этот разговор на другой, вполне безобидный по содержанию. Когда все же Табурно попытался задать ему несколько ядовитых вопросов, он ответил равво- душно: — Меня все это нисколько не интересует... — Не разберу, что за человек Табурно? — спросил как-то Куприн. — Человек он совсем не сложный,— отвечал Николай Георгиевич,— истинный со трудник газеты «Чего изволите?». Я стараюсь за столом не допускать споров. Молодежь несдержанна, каждый может сказать что-нибудь лишнее. В нашей экспедиции ведь на род разный, есть и сторонники взглядов Табурно. А потом разнесутся, чего доброго, опасные слухи о революционных настроениях среди наших сотрудников... Я веду с ними исключительно деловые разговоры, никаких других отношений между нами, ко нечно, быть не может. Одним из помощников Николая Георгиевича в Кастрополе был инженер Констан тин Леонардович Книппер, брат жены Чехова Ольги Леонардовны Книппер. Николай Георгиевич глубоко чтил талант Чехова, и вот теперь счастливый случай (в лице Кон стантина Леонардовича) помог ему сблизиться и подружиться с Антоном Павловичем и его семьей. Приезжая по делам в Ялту,— а это бывало часто,— он теперь непременно являл ся к Чеховым. И не было для него большего наслаждения, как, устроившись на уютном диване в чеховском кабинете,— в нише, за письменным столом — беседовать с хозяи ном, любоваться его добрым, прекрасным лицом, его изяществом; слушать его полные тонкого юмора рассказы, которые он тут же, за разговором придумывал; его веселый заразительный смех. Николай Георгиевич любил приезжать к Чеховым днем, когда еще не собирались многочисленные посетители, которые осаждали и утомляли Антона Павловича. Он с удовольствием помогал Чехову в работе по саду, где каждое дерево было посажено н выращено самим Антоном Павловичем на месте прежнего пустыря. А потом, в прохладной столовой или на стеклянной веранде этого гостеприимного дома подавался обед, и Николай Георгиевич начинал рассказывать о своих планах. И никто не умел так слушать, как Антон Павлович. Его интересовало все. И строитель ство электрической железной дороги, которое сулило Крыму столько важных перемен, к бесконечные путешествия Николая Георгиевича, и его литературные дела. Писатель, по мнению Чехова, должен непременно много ездить, и, если бы не болезнь, он сам бы снова поехал в Сибирь и на Сахалин... Болезнь, которую с таким терпением переносил Чехов, глубоко волновала Нико лая Георгиевича: «Все его интересует, кроме болезни... Смотришь на него, слушаешь, и сердце тоскливо сжимается...» Работа изыскательской партии шла дружно. Всех увлекал своим примером на чальник экспедиции. Разрабатывались и подробно обсуждались различные варианты дороги, составлялись сметы. Дело было чрезвычайно сложное, требовавшее огромных затрат, а Николай Георгиевич по-прежнему держался своих взглядов о необходимости наиболее экономного строительства. Железнодорожная линия должна была проходить по землям, принадлежавшим частным владельцам, которые, пользуясь случаем, поднимали цены. Иной раз расхо ды по выкупу земли составляли половину стоимости строительства, и тогда Нико лай Георгиевич решал принять более сложный вариант, лишь бы избежать этих затрат. За полгода изысканий экспедиция составила 84 варианта и по двадцати двум из них сделаны были «по крайнему пределу экономии» подробнейшие расчеты. В ноябре 1903 года, захватив с собой проекты, сметы, расчеты, Николай Георги евич выехал в Петербург, чтобы представить их в министерство путей сообщения. Дело, как обычно, длилось долго — переходило от одной инстанции к другой. Наконец проект был утвержден; строительство решено было начать в феврале —У У Сибирски*, огни № I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2