Сибирские огни № 01 - 1972

В 80-х годах были выдвинуты— частными лицами и акционерными обществами —- проекты строительства железной дороги на южном берегу Крыма. Но все попытки — одна за другой — терпели неудачу. Проекты были сложны, порою невыполнимы в этой горной местности, и требовали слишком больших затрат. Наконец, за строительство юж­ нобережной железной дороги взялось министерство путей сообщения. Для такого слож­ ного и ответственного дела понадобился талантливый, энергичный, опытный инженер. Весною 1903 года Николай Георгиевич был назначен начальником изыскательской партии по строительству железной дороги на южном берегу Крыма — от Севастополя до Симферополя, через Ялту. Весною Ялта особенно хороша. Цветет глициния, каштаны, акация, зацветают розы — нежные, разных цветов и оттенков. В золотистой дымке вдали застыли горы, а внизу в полукруглой бухте синеет море. Весною в Ялту съезжались писатели, художники, артисты. Каждый день можно было наблюдать, как они шли и ехали в экипажах по круто поднимавшейся в гору Гимназической улице. Две дачи стояли там, вверху, на этой узкой, извилистой улице: дача доктора Леонида Валентиновича Средина и — еще выше — дача писателя Сергея Яковлевича Елпатьевскою. У Елпатьевских всегда было шумно и весело. Бывали здесь Горький, Бунин. Ша­ ляпин, Леонид Андреев, Куприн, с которым именно на этой даче и познакомился Ни­ колай Георгиевич. «Это было...— вспоминает Куприн,—на большой белой террасе, которая точно плавала над красивым, гористым южным городом, над темными, узкими кипарисами и над веселым, голубым морем. Был сияющий, радостный, великолепный день. Издалека из городского сада доносились бодрые звуки медного оркестра. Легкие турецкие ко- чермы и фелюги лениво покачивались, точно нежась в малахитовой воде бухты. Сладко благоухали тяжелые синие гроздья цветущей глицинии. И во многолюдном обществе,, собравшемся за завтраком на белой террасе в этот веселый полдень, было какое-то праздничное веселье, сверкал молодой, яркий смех, кипела беспричинная, горячая ра­ дость жизни... И я отлично помню, как вошел Николай Георгиевич. У него была стройная, ху­ дощавая фигура, решительно-небрежные, быстрые, точные и красивые движения ч зна­ чительное лицо из тех лиц, которые никогда потом не забываются... Он вошел и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества. Но видно было, что он сам не прилагал к этому никаких усилий. Таково было обаяние его личности,, прелесть его улыбки, его живой, непринужденной, увлекательной эечи...» Здесь, на белой террасе Елпатьевских Николай Георгиевич рассказывал о своих широких планах и рисовал перед слушателями увлекательные картины будущего Крыма. Дорога будет электрическая, чтобы не загрязнять прозрачный крымский воздух едким дымом. Она пройдет по самым живописным местам. Талантливому художнику Панову, приехавшему вместе с ним из Петербурга, Николай Георгиевич поручил разработать, проекты железнодорожных станций. Каждый вокзал будет художественным произве­ дением. Так, в Байдарской долине он будет построен в виде ханского шатра, в других местах — в древнем генуэзском и греческом стиле, в память древних обитателей Крыма. Вокруг этих станций вырастут красивые поселки, откроются санатории. Весь путь бу­ дет украшен гротами, водопадами, арками. Благодаря дороге Южный берег Крыма превратится в сплошной сад. Скоропортящиеся фрукты — виноград, персики, груши,— которые невозможно перевозить на лошадях, будут быстро переправляться по желез­ ной дороге и поэтому разводить их можно будет в большом количестве. В Крым будут съезжаться с севера больные, и это будет доступно для всех, а не только для людей богатых. Во всех местах, где пройдет железная дорога, жизнь станет намного дешевле и удобнее. Этим огромным планом Николай Георгиевич был очень увлечен и часто повторял, что постройка крымской дороги будет для него лучшим посмертным памятником. «Два дела хотел бы я закончить,— говорил он,— электрическую дорогу в Крыму и повесть «Инженеры». 12Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2