Сибирские огни № 01 - 1972
240 верст, когда впереди такое еще путешествие, на измученных лошадях нельзя делать. Провизия наша вся вышла, питаемся корейской пишей и спим без кроватей и постелей на полу корейских фанз. Мало спим; впрочем, максимальный переход, кото рый удавалось сделать, 140 ли; при здешних дорогах трудно сделать больше. Вот результаты: относительно водяных сообщений надо оставить всякие надежды, пользуясь только естественным сплавом. Железные же дороги можно строить, и на: правления их намечены у меня. Из Маэоршаня на Гирин строить железную дорогу нельзя, а обходя Пектусан и оставляя его к западу, соединение с Гирином возможное и легкое. Лесу выше Тяпнэ много, много его и в Маньчжурии; по приблизительному под счету лиственницы до 11/2 миллиона десятин, и местами прекрасной. Каменный уголь попался в Хойренге. Золото встретили вчера в двух местах по притоку Ялу (со сто роны Маньчжурии, по которому спустились мы) — Саген-Дунмур. Денег вышло много на проклятую перевозку грузов (лодку оставили в озере) и не знаю, как доберемся до Порг-Аргура. Людей не отпускаю, так как едем на лодке и все равно надо нанимать гребцов... Веду барометрический журнал, беру высоты, веду дневник и записываю сказки. Их уже 55». Три дня Гарин-Михайловский пробыл в Порт-Артуре. Здесь он прощается со свои ми спутниками. Они остаются ждать остальных участников партии. С маленького пароходца, который довезет его до китайского порта Чифу, Николай Георгиевич смотрит, как лодка уносит провожающих к берегу. Ему грустно расста ваться с ними, и теперь ему кажется, что время, проведенное вместе, промчалось быст ро, «пронеслось, как все проносится, как пронесется и сама жизнь...» Маленький, чистенький порт Чифу, потом Шанхай. Из Шанхая на большом английском пароходе он больше месяца плывет по Тихо му океану. В дороге он знакомится со многими интересными людьми. С американцем Фрезером, хорошо знающим французскую, немецкую, русскую литературу. Николай Георгиевич ведет с ним длинные, серьезные беседы. С англичанином, удивительная судьба которого поражает его. Подобно Робинзону Крузо, этот человек много лет тому назад, потерпев кораблекрушение, попал на один из островов Тихого океана, водрузил там английский флаг, женился и был провозглашен королем. Теперь у него взрослые лети и тысячи человек подданных. Остров его в цветущем состоянии: прекрасные шко лы, кофейные плантации, пароходы останавливаются в его бухте. Деятельность его широко известна. Он рассказывает Николаю Георгиевичу, что в первый раз после стольких лет отсутствия едет в Англию; что один из его сыновей тоже инженер и что они строят у себя маленькую железную «дорожку». В японском порту Иокогама на пароход садится француз, проведший несколько лет в Японии. Они быстро знакомятся, и по вечерам Николай Георгиевич слушает его рассказы о жизни в Японии, о японских нравах и обычаях... Скрываются из виду берега Японии. Пароход держит путь на Гавайские острова, Гонолулу— порт на одном из островов этого архипелага. «Счастливый уголок вечной весны... Весь в зелени тропической растительности тонет плоский берег Гонолулу». Пассажиры сходят на берег и целый день бродят по этому прекрасному городу. Они осматривают ратушу, музей, школу, едут за город в бамбуковый лес, видят план тации финиковых деревьев, бананы, ананасы — и цветущие, и уже поспевшие. К вечеру пассажиры возвращаются на пароход. Уже темно. Пароход отходит от берега, набирает скорость и постепенно исчезают вдали огни Гонолулу. Все дальше и дальше от южного солнца, от вечнозеленых берегов. Все холод нее становится. Пассажиры в пальто гуляют по палубе. И вот Сан-Франциско. Наконец-то можно ступить на твердую землю. А отсюда поездом через всю Северную Америку. И снова на огромном пароходе по Атлантиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2