Сибирские огни № 01 - 1972
пушку я выдвигаю против К. Я. Рапорт будет вторая пушка, а через 5—6 дней третья, в виде Сибирской статьи в «Русском богатстве»... О моем столкновении в Министерстве все говорят и ждут с нетерпением пальбы. Говорят и в литературных кружках... И везде одно и то Hie: Михайловский 1— вор, Михайловский 2 — честный. Что победит: воровство или честность? На такой почве не стыдно с треском и провалиться,— это будет не провал, а победа... С этих пор наши фамилии будут неразлучны... Сколько приходится с этими рапортами, записками, письмами к товарищам в жур нале (8 писем написал) возиться. Теперь уже час, а еще часа два корректуру держать придется... В феврале 1892 года в «Новом времени» появилась «первая пушка» — «Письмо з редакцию», подписанное «Михайловский — 2-й». «Письмо» вызвало целую бурю. Министр путей сообщения Кривошеин предупредил инженера Михайловского 2-го, что он будет .уволен со службы, если не прекратит свои выступления в печати. Но выступления не прекратились. Не прошло и месяца, как в «Русском богатстве» появилась статья «Несколько слов о Сибирской железной дороге», подписанная «Инженер-практик». Ни для кого не было тайной, кто скрывался за этой подписью. Этот «инженер-практик» уже напечатал в журнале «Железнодорожное дело» немало статей. И эта статья снова вызвала шум. Затронуты были подрядчики — мелкие и крупные, чиновники, не упускав шие случая обогатиться за счет казны. Автор настаивал на том, что государство должно ьсецело взять в свои руки строительство дорог, а в особенности Сибирской железной дороги, которая по своей грандиозности должна стать блестящим образцом в железнодо рожном деле. Не умалчивал он и о недостатках казенного строительства. По настоянию министра путей сообщения Кривошеина Николай Георгиевич был отчислен из министерства. Но имя его как талантливого инженера-изыскателя было уже широко известно, и работу по постройке железных дорог ему стали поручать города и земства. Лето 1892 года он проводит на изысканиях но проведению узкоколейной дороги Казань — Малмык. И как всегда увлечен своим делом. «...Предпринимая эту свою поездку по земле русской... я задумываю, в каком- нибудь легком стиле, без претензий, описать со временем новое похождение Чичикова. Пока веду дневник, а там видно будет...» Профессии инженера и писателя уже неразделимы для Николая Георгиевича. Во время странствий — по железным дорогам, на перекладных, верхом, пешком,— его острый писательский глаз подмечает все, что попадается на пути. Иной раз, проведя ночь на станции железной дороги, он успевает написать рассказ или очерк — на клочках бумаги, на телеграфных бланках, на оборотной стороне счетов, смет, на страницах, вырванных из конторской книги. А потом, с этих станций в редакции летят телеграммы в несколько сот слов с поправками к произведениям, которые уже печатаются. И нередко телеграфные эти расходы превышают полученный автором гонорар. — Это написано в одну ночь, на почтовой станции,-^- говорил он Горькому об од ном из своих рассказов.— Какие-то купцы пьянствовали, гоготали, как гуси, а я писал. «Когда «Самарская газета» попросила его написать рассказ о математике Либер- мзне,— вспоминает Горький,— он, после долгих увещеваний, сказал, что напишет в ва гоне, по дороге куда-то-на Урал. Начало рассказа, написанное на телеграфных бланках, привез в редакцию извозчик с вокзала Самары. Ночью была получена еще телеграмма: «Присланное не печатать, дам другой вариант». Не другого варианта он не прислал, а коней рассказа прибыл, кажется, из Екатеринбурга». Изыскания закончены, и снова Петербург, лихорадочная работа, долги, добывание денег для журнала. Постоянная служба утеряна, имение заложено, что ждет его впе реди? Заботы тяжелым грузом лежат на сердце. И по-прежнему только с Надеждой Валериевной делится он своими тревогами и неприятностями, только ей открывает свою
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2