Сибирские огни № 01 - 1972
«Ограниченный человек»,— скажет о нем один соседний помещик.— «Я говорил, что с нашим народом нельзя иметь дела»,— прибавит другой. А кто-то пожалеет его и снисходительно назовет «увлекающимся идеалистом с детским взглядом на жизнь». Все эти мысли разом пронеслись в голове, и осталась только одна — настойчивая, неумолимая. Надо уехать. Поспешно погрузив вещи и усевшись всей семьей в коляску, Михайловские по кидали Гундуровку. Ключник Сидор Фомич, три-четыре крестьянина, несколько ребя тишек— учеников Надежды Валериевны,— больше никто не пришел проводить их. Лошади тронули, колокольчики звякнули. Позади остались обгоревшие амбары, дом, усадьба. Забившись в угол коляски, тихо плакала Надежда Валериевна. I НА ЛИНИИ Николай Георгиевич снова вернулся к инженерному делу. Он получил назначение на постройку Самаро-Уфимской железной дороги, на линию Уфа—Златоуст. Дорога эта строилась государством, а не подрядчиками — что было новшеством — и Николай Георгиевич надеялся, что теперь ничто не помешает его работе. Он принялся за изы скания и предложил проект, значительно сокращавший линию и приносивший тем са мым огромную экономию государству. Для этого надо было уничтожить сделанный прежними изыскателями тоннель и построить новый, в другом месте. Идея удешевления строительства железных дорог давно овладела Николаем Георгиевичем. Огромные пространства России должны как можно скорее покрыться сетью железных дорог, поэтому надо стремиться всеми способами удешевить строи тельство. «Нельзя строить дорого, у нас нет средств на такие дороги, а нам они необходи мы, как воздух и вода. Восток гибнет, оттого что не имеет дорог. Общество право в своем раздражении против нас, инженеров...» Представив свой проект, он не предвидел никаких затруднений, настолько оче видна была необходимость постройки нового тоннеля. Он не мог и подозревать, какая тяжелая борьба ему предстояла. Начальник дороги, однофамилец Николая Георгиеви ч а— Константин Яковлевич Михайловский был вовсе не заинтересован в экономии государственных средств. Это было прямо противоположно его собственным интере сам, и он уже видел, как прибыль уплывает из его рук. Тот же страх испытывали и другие чиновники, которых было немало и на строительстве, и в министерстве. И уж они-то — скрыто или явно — где только могли, действовали против «выдумок» неуго монного инженера. Николай Георгиевич подавал рапорты, доказывая свою правоту, писал доклад ные записки, посылал в Министерство путей сообщения телеграммы — в 250 слов, а то и больше — все было напрасно. Он получал отказ за отказом, приходил в отчая ние, решил подать в отставку, и, когда уже не оставалось никакой надежды, проект неожиданно утвердили, а самого его назначили начальникам участка, на котором должен был строиться новый тоннель. И работа закипела. Надежда Валериевна с детьми оставалась пока в Самаре, он писал ей с каждой почтой, посвящая ее во все свои дела. «Мои изыскания идут очень удачно. Я сделал вариант, который дает 300 тысяч экономии. Это большая милость божья и считается очень серьезным успехом.' С тобой первой делюсь, еще и начальство не извещал. Я весь день в поле с 5 часов утра и до 9 вечера. Устал, но бодр и, слава богу, здоров... Чувствую себя на месте, вижу, что я опытный инженер и деревня принесла мне громадную пользу...» «...Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами, а мне смешно... Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти, с ви ду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы...» Зимою 1887 года Николай Георгиевич перевез семью на Урал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2