Сибирские огни № 01 - 1972

«Ограниченный человек»,— скажет о нем один соседний помещик.— «Я говорил, что с нашим народом нельзя иметь дела»,— прибавит другой. А кто-то пожалеет его и снисходительно назовет «увлекающимся идеалистом с детским взглядом на жизнь». Все эти мысли разом пронеслись в голове, и осталась только одна — настойчивая, неумолимая. Надо уехать. Поспешно погрузив вещи и усевшись всей семьей в коляску, Михайловские по­ кидали Гундуровку. Ключник Сидор Фомич, три-четыре крестьянина, несколько ребя­ тишек— учеников Надежды Валериевны,— больше никто не пришел проводить их. Лошади тронули, колокольчики звякнули. Позади остались обгоревшие амбары, дом, усадьба. Забившись в угол коляски, тихо плакала Надежда Валериевна. I НА ЛИНИИ Николай Георгиевич снова вернулся к инженерному делу. Он получил назначение на постройку Самаро-Уфимской железной дороги, на линию Уфа—Златоуст. Дорога эта строилась государством, а не подрядчиками — что было новшеством — и Николай Георгиевич надеялся, что теперь ничто не помешает его работе. Он принялся за изы­ скания и предложил проект, значительно сокращавший линию и приносивший тем са­ мым огромную экономию государству. Для этого надо было уничтожить сделанный прежними изыскателями тоннель и построить новый, в другом месте. Идея удешевления строительства железных дорог давно овладела Николаем Георгиевичем. Огромные пространства России должны как можно скорее покрыться сетью железных дорог, поэтому надо стремиться всеми способами удешевить строи­ тельство. «Нельзя строить дорого, у нас нет средств на такие дороги, а нам они необходи­ мы, как воздух и вода. Восток гибнет, оттого что не имеет дорог. Общество право в своем раздражении против нас, инженеров...» Представив свой проект, он не предвидел никаких затруднений, настолько оче­ видна была необходимость постройки нового тоннеля. Он не мог и подозревать, какая тяжелая борьба ему предстояла. Начальник дороги, однофамилец Николая Георгиеви­ ч а— Константин Яковлевич Михайловский был вовсе не заинтересован в экономии государственных средств. Это было прямо противоположно его собственным интере­ сам, и он уже видел, как прибыль уплывает из его рук. Тот же страх испытывали и другие чиновники, которых было немало и на строительстве, и в министерстве. И уж они-то — скрыто или явно — где только могли, действовали против «выдумок» неуго­ монного инженера. Николай Георгиевич подавал рапорты, доказывая свою правоту, писал доклад­ ные записки, посылал в Министерство путей сообщения телеграммы — в 250 слов, а то и больше — все было напрасно. Он получал отказ за отказом, приходил в отчая­ ние, решил подать в отставку, и, когда уже не оставалось никакой надежды, проект неожиданно утвердили, а самого его назначили начальникам участка, на котором должен был строиться новый тоннель. И работа закипела. Надежда Валериевна с детьми оставалась пока в Самаре, он писал ей с каждой почтой, посвящая ее во все свои дела. «Мои изыскания идут очень удачно. Я сделал вариант, который дает 300 тысяч экономии. Это большая милость божья и считается очень серьезным успехом.' С тобой первой делюсь, еще и начальство не извещал. Я весь день в поле с 5 часов утра и до 9 вечера. Устал, но бодр и, слава богу, здоров... Чувствую себя на месте, вижу, что я опытный инженер и деревня принесла мне громадную пользу...» «...Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами, а мне смешно... Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти, с ви­ ду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы...» Зимою 1887 года Николай Георгиевич перевез семью на Урал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2