Сибирские огни № 01 - 1972
— Слушайте, дети, что я вам буду рассказывать...— и в классе наступает тиши на. Ребята ловят каждое ее слово... Сначала Надежда Валериевна взялась за преподавание робко — у нее не было- педагогического опыта. Потом она стала смелей. Учеников становилось все больше, и- в помощники себе она взяла двух мальчиков, окончивших школу в соседнем боль шом селе. К школе крестьяне отнеслись с доверием. Одни видели в учении возможность из бавления детей от тяжелого крестьянского труда, другие мечтали о том, что дети бу дут читать им священные книги. Третьи попросту соглашались, что школа — «дело» доброе». Николай Георгиевич любил посещать уроки жены. С первого взгляда казалось, что в классе царит беспорядок. Но это было лишь внешнее впечатление. На самом же деле дети с живым интересом относились к урокам, учились с охотой, с любевью. Дисциплине Надежда Валериевна не придавала большого значения, и школа походила скорее на детский клуб. Это нравилось Николаю Георгиевичу, и в конце концов он сам- стал рассказывать детям о новейших способах обработки земли, об уходе за растения ми, о весенних и осенних посевах. Он пригласил и третьего преподавателя — мастера, обучавшего детей выделке глиняной посуды. И это дело пошло с таким успехом, что- вся деревня стала снабжаться плошками, мисками, горшками. Тут уж похвалам не- было границ. — Бывало, разобьется горшок — баба в ответе. А теперь бей сколько влезет — свои горшки! — весело говорили гундуровцы. И со взрослыми Николай Георгиевич вел беседы на различные темы, приглашал к себе домой. Приходило человек по сорок-пятьдесят. Летом — по праздникам, а зи мою и в будни. Рассаживались в кабинете— на диване, на стульях, на полу. Им пода вался чай, и Николай Георгиевич начинал свои лекции — по сельскому хозяйству, но истории, даже по политической экономии, стараясь говорить пе возможности просто. Слушали его подолгу, с охотой, с интересом, «пока дрема не одолевала». — Ну, что, убедил я вас? — спрашивал он, заканчивая беседу. — Так ведь ты, Николай Егорыч, и мертвого убедишь! — отвечали слушатели. — Через десять лет вы у меня все с высшим образованием будете! Самым усердным посетителем лекций был семидесятилетний ключник Сидор» Фомич, которого Николай Георгиевич особенно любил. «...Бывало, как я только начинаю, усядется поглубже в кресло, прокашляется, оправит свой полушубок и с детски радостным лицом уставится на меня. Но не прой дет и десяти минут, как мой Сидор Фомич начинает сначала потихоньку, а потом силь нее и сильнее клевать носом. Пройдет час, и все мои слушатели после отчаянных уси лий склоняют свои, трудным боем с жизнью удрученные, головушки. Я кончаю свою лекцию и распускаю слушателей с тем, чтобы назавтра начать новую...» Прошло несколько лет, и в школе начались первые выпускные экзамены. Присут ствовало земское начальство, ведавшее школьными делами. Волновались ученики, вол новались родители, а больше всех волновалась, разумеется, Надежда Валериевна. Но вее окончилось благополучно. Ученики хорошо прошли испытания и получили свиде тельства, такие же, как выдавались окончившим земские школы. Надежда Валериевна была счастлива. И Николай Георгиевич радовался вме сте с нею. С В Я Т К И К рождеству гундуровцы — и дети и взрослые — начинали готовиться задолго^ Новые владельцы усадьбы были щедры и изобретательны. Чего только ни придумыва ли они, чтобы доставить радость и детям и взрослым, чтобы этот праздник гундуровцы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2