Сибирские огни, № 12 - 1971
сленный и эксплуатируемый класс Сибири. Большую роль сыграли областники как за щитники прав несчастных «инородцев», ко торым «сибирские патриоты» отводили ак тивную созидательную роль в будущем. Ядринцеву и его группе удалось втянуть широкую общественность России в кампа нию за отмену уголовной ссылки в Сибирь. Областническое движение, наконец, выли лось в поход за культурное преобразование края. Сразу же, как только возникло сибир ское землячество, его члены, по свидетель ству Ядринцева, начали думать об откры тии университета в крае, об изучении Сиби ри во всех ее аспектах, об основании в Сибири газет и журналов. Следует подчерк нуть, что многое из того, о чем члены «зем лячества» мечтали, было впоследствии так или иначе осуществлено. Начать с того, что возникновение «сибир ской библиографии» связано с желанием областников глубже и шире знать Сибирь. Крупнейший библиограф Н. Здобнов в сво ей «Истории русской библиографии» спра ведливо отмечает, что в основании «сибир ской библиографии» лежат первые работы областников. Областники вели активную кампанию за скорейшее открытие университета в Томске, и он был открыт, под их непосредственным влиянием возникали и действовали различ ные культурно-просветительные организа ции, несомненно, что в своей широкой про светительной и издательской деятельности П. Макушин описался на областников. Неоценимо значение областников в изу чении этнографии и фольклора русского на селения Сибири. По тому времени образцо вой была работа Потанина «Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении» (1864) с описанием языка, фольклора ч быта русского населения на Алтае. Потанин был инициатором собирания и изучения русских сказок в Сибири (см. два тома «Русские сказки и песни в Сиби ри», т. 1 в 1902 г., г. 2 в 1906 г.). Автор двухтомной «Истории русской фольклори стики» М Азадовский пишет: «Еше боль шую роль сыграл Потанин в изучении фоль клора различных народностей Сибири, главным образом фольклора бурят... Потанин же сформировал прекрасные кадры собирателей бурят- мошоль- ского фольклора, например, М. Ханга- лова. П Бэторова и другие; с помощью этих первых деятелей и был создан ряд из вестных сборников.. Эти издания не только составили эпоху в изучении бурят-монголь ского фольклора. Они, благодаря многочи сленным примечаниям к ним Потанина, ши роко привлекавшим в сравнительных целях русские сказки и былины, сыграли немалую роль в изучении непосредственно русского фольклора»6 Кроме того, Потанин был исключительным организатором и руководи телем Один из советских ученых, который впервые подробно исследовал эту сторону деятельности Потанина, Я. Кошелев в книге «Русская фольклористика Сибири» подчер кивает, что в деле собирания и изучения фольклора народов Сибири «Потанин в буквальном смысле был душою». «Не будет преувеличением сказать, — продолжает Я. Кошелев,— что если бы за Потаниным оставалась только эта заслуга, то и в таком случае он должен был занять почетное ме сто в Сибирской фольклористике».6 Много лет Потанин возглавлял Восточ но-Сибирский отдел Русского географическо го общества. За это время Отдел выпустил ряд ценнейших работ по фольклору, этно графии, географии и статистике. М. Азадов ский свидетельствовал, что никогда не был силен так авторитет Отдела и в научном ми ре, и в общественном мнении, как в этот пе риод. Развитие сибирской периодики также свя зано с активной деятельностью областников. Так, в 1875 году газета «Сибирь» перешла в руки сибирских литераторов, деятельно со трудничавших до этого в казанской «Кам ско-Волжской газете», т. е. литераторов обла стнического направления: В. М. Вагина, Г. Н. Пстанина, М. В. Загоскина, Н. М. Яд- риннева и других. В 1882 году в Петербурге Н. Ядринцев основывает газету «Восточное обозрение», с 1888 года газета переведена в Иркутск. Это были передовые прогрессивные газеты, завоевавшие широкую популярность у читателей, они считались лучшими провин циальными газетами и распространялись за пределами Сибири. Активное участие в них принимали, как правило, политические ссыль ные. Неоднократно газеты преследовались администрацией и существование их преры валось насильственным путем. «Сибирь» пре кращена распоряжением министра внутрен них дел в 1887 году, а «Восточное обозре ние» сибирской администрацией в 1906 году. При том или ином участии областников вы ходили и «Сибирская газета» (Томск), «Си бирская жизнь» (Томск) и «Сибирский вест ник» (Омск), и «Жизнь Алтая» (Барнаул). В качестве приложения к газете «Восточное обозрение» много лет периодически выходи ли «Сибирские сборники» (1885—1905). В них печатались рассказы, очерки и различные исследования на сибирском материале (по истории, археологии, антропологии и др.). После тобольского журнала «Иртыш, превра щающийся в Ипокрену» и «Библиотеки уче ной...» конца XVIII века — это крупнейшее периодическое издание на сибирской земле,, в котором опубликовано немало ценных ра бот по «сибирике» как литературного, так и научного характера. Эти газеты и сборники, а равно издания Географического общества воспитали целую когорту сибирских писателей, которые вы ступали с интересными, самобытными произ ведениями и неоднократно пытались создать в Сибири и для Сибири литературно-худо жественные и общественно-политические журналы — «Сибирские вопросы» (Петер бург, 1905—1913), «Молодая Сибирь» (То мск, 1909), «Сибирская новь» (Томск, 1910), Думы» (Омск, 1911), «Сибирский студент» (Томск, 1914—1916), «Богульник» (Иркутск,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2