Сибирские огни, № 12 - 1971

сленный и эксплуатируемый класс Сибири. Большую роль сыграли областники как за­ щитники прав несчастных «инородцев», ко­ торым «сибирские патриоты» отводили ак­ тивную созидательную роль в будущем. Ядринцеву и его группе удалось втянуть широкую общественность России в кампа­ нию за отмену уголовной ссылки в Сибирь. Областническое движение, наконец, выли­ лось в поход за культурное преобразование края. Сразу же, как только возникло сибир­ ское землячество, его члены, по свидетель­ ству Ядринцева, начали думать об откры­ тии университета в крае, об изучении Сиби­ ри во всех ее аспектах, об основании в Сибири газет и журналов. Следует подчерк­ нуть, что многое из того, о чем члены «зем­ лячества» мечтали, было впоследствии так или иначе осуществлено. Начать с того, что возникновение «сибир­ ской библиографии» связано с желанием областников глубже и шире знать Сибирь. Крупнейший библиограф Н. Здобнов в сво­ ей «Истории русской библиографии» спра­ ведливо отмечает, что в основании «сибир­ ской библиографии» лежат первые работы областников. Областники вели активную кампанию за скорейшее открытие университета в Томске, и он был открыт, под их непосредственным влиянием возникали и действовали различ­ ные культурно-просветительные организа­ ции, несомненно, что в своей широкой про­ светительной и издательской деятельности П. Макушин описался на областников. Неоценимо значение областников в изу­ чении этнографии и фольклора русского на­ селения Сибири. По тому времени образцо­ вой была работа Потанина «Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении» (1864) с описанием языка, фольклора ч быта русского населения на Алтае. Потанин был инициатором собирания и изучения русских сказок в Сибири (см. два тома «Русские сказки и песни в Сиби­ ри», т. 1 в 1902 г., г. 2 в 1906 г.). Автор двухтомной «Истории русской фольклори­ стики» М Азадовский пишет: «Еше боль­ шую роль сыграл Потанин в изучении фоль­ клора различных народностей Сибири, главным образом фольклора бурят... Потанин же сформировал прекрасные кадры собирателей бурят- мошоль- ского фольклора, например, М. Ханга- лова. П Бэторова и другие; с помощью этих первых деятелей и был создан ряд из­ вестных сборников.. Эти издания не только составили эпоху в изучении бурят-монголь­ ского фольклора. Они, благодаря многочи­ сленным примечаниям к ним Потанина, ши­ роко привлекавшим в сравнительных целях русские сказки и былины, сыграли немалую роль в изучении непосредственно русского фольклора»6 Кроме того, Потанин был исключительным организатором и руководи­ телем Один из советских ученых, который впервые подробно исследовал эту сторону деятельности Потанина, Я. Кошелев в книге «Русская фольклористика Сибири» подчер­ кивает, что в деле собирания и изучения фольклора народов Сибири «Потанин в буквальном смысле был душою». «Не будет преувеличением сказать, — продолжает Я. Кошелев,— что если бы за Потаниным оставалась только эта заслуга, то и в таком случае он должен был занять почетное ме­ сто в Сибирской фольклористике».6 Много лет Потанин возглавлял Восточ­ но-Сибирский отдел Русского географическо­ го общества. За это время Отдел выпустил ряд ценнейших работ по фольклору, этно­ графии, географии и статистике. М. Азадов­ ский свидетельствовал, что никогда не был силен так авторитет Отдела и в научном ми­ ре, и в общественном мнении, как в этот пе­ риод. Развитие сибирской периодики также свя­ зано с активной деятельностью областников. Так, в 1875 году газета «Сибирь» перешла в руки сибирских литераторов, деятельно со­ трудничавших до этого в казанской «Кам­ ско-Волжской газете», т. е. литераторов обла­ стнического направления: В. М. Вагина, Г. Н. Пстанина, М. В. Загоскина, Н. М. Яд- риннева и других. В 1882 году в Петербурге Н. Ядринцев основывает газету «Восточное обозрение», с 1888 года газета переведена в Иркутск. Это были передовые прогрессивные газеты, завоевавшие широкую популярность у читателей, они считались лучшими провин­ циальными газетами и распространялись за пределами Сибири. Активное участие в них принимали, как правило, политические ссыль­ ные. Неоднократно газеты преследовались администрацией и существование их преры­ валось насильственным путем. «Сибирь» пре­ кращена распоряжением министра внутрен­ них дел в 1887 году, а «Восточное обозре­ ние» сибирской администрацией в 1906 году. При том или ином участии областников вы­ ходили и «Сибирская газета» (Томск), «Си­ бирская жизнь» (Томск) и «Сибирский вест­ ник» (Омск), и «Жизнь Алтая» (Барнаул). В качестве приложения к газете «Восточное обозрение» много лет периодически выходи­ ли «Сибирские сборники» (1885—1905). В них печатались рассказы, очерки и различные исследования на сибирском материале (по истории, археологии, антропологии и др.). После тобольского журнала «Иртыш, превра­ щающийся в Ипокрену» и «Библиотеки уче­ ной...» конца XVIII века — это крупнейшее периодическое издание на сибирской земле,, в котором опубликовано немало ценных ра­ бот по «сибирике» как литературного, так и научного характера. Эти газеты и сборники, а равно издания Географического общества воспитали целую когорту сибирских писателей, которые вы­ ступали с интересными, самобытными произ­ ведениями и неоднократно пытались создать в Сибири и для Сибири литературно-худо­ жественные и общественно-политические журналы — «Сибирские вопросы» (Петер­ бург, 1905—1913), «Молодая Сибирь» (То­ мск, 1909), «Сибирская новь» (Томск, 1910), Думы» (Омск, 1911), «Сибирский студент» (Томск, 1914—1916), «Богульник» (Иркутск,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2