Сибирские огни, № 011 - 1971
ниях отлично справляется с этой задачей. В одном из очерков он подчеркивает труд ности очеркового жанра. Писатель расска зывает, как однажды он выбрал удачный, по его наблюдениям, «объект» (кавалер ордена Ленина, ветеран) и как этот «объ ект» упорно ему не давался, ибо не возни кало того, что называется очерковым сю жетом. Бригадир агрегата Михаил Пикалов не «раскрывался» в чем-то главном, без чего не может быть очерка. И вот автор, по его собственным словам, начал «подныривать», пытаясь донырнуть до тех самых «интереси- нок», которые могут стать стержнем повест вования. И. Яган находит и искусно использует эти «интересинки». Их очень много в очер ках «Рядовой Калинин-Даманский», «Сын завода», «Перелом», «Железные одуван чики». Необычные «изломы» биографий, «изю минки» характеров, неожиданность поступ ков — все это, создавая колоритную факту ру повествования, вызывает повышенный интерес к героям. А интерес — свидетельство особой «ок раски» личности, ее своеобразия. Самые ин тересные очерки —- это те, в которых видно глубокое постижение характера, внутрен нее писательское «чутье». В очерке «На своем месте» автор заме чает, что верная и всесторонняя оценка че ловека складывается не только из внешних «показателей», но и из тонкого и проница тельного «ощущения» личности. При награждении Пикалова (героя очер ка «На своем месте».— В. О.) орденом Ленина его коллеги, по замечанию писате ля, «руководствовались трудно объяснимым чутьем: есть в Пикалове, во всем том, как он работает и живет, что-то бесценное, чем надо очень дорожить, что надо беречь» (с. 84). Очеркист стремится проникнуть в это «бесценное», открыть его читателю. Так возникают под пером художника характе ры Виктора Русинова («Сын завода»), Сте пана Васильевича Филиппова («Жизнь — песня»), супругов Кузнецовых («Железные одуванчики»). Из разрозненных внешних и психологи ческих примет автор создает синтетический «портрет» человека, неповторимую инди видуальность. О процессе создания такого портрета он пишет: «Люди его знали как бы по частям: техники — как хорошего ру ководителя и доброго человека; хористы — ребята и девчата — любили его за песни, а в парткоме его ценили как вдумчивого сек ретаря партбюро. Другие ценили его как командира дружины. А мне вдруг приш лось собрать все это воедино...» («Жизнь — песня»). Автор умеет собрать воедино не только отдельные черты и грани характеров сво их героев, но и всех персонажей очерков объединить, как «единой цепи звенья». Он устанавливает связь поколений, обнаружи вает высокое назначение человека, дейст вующего по велению сердца. Разумеется, не все очерки одинаковы по художественному уровню. Есть в книге про изведения менее значительные и впечат ляющие, в которых очевидны художествен ные просчеты. Так, в очерке «Триумф Аб басова» не очень удачно «прочерчен» очер ковый сюжет. Он недостаточно ярко выяв ляет особенности характера героя. В «Целинниках», наоборот, сюжет очень броский, даже «авантюрный». Но это дру гая крайность. Автор и здесь приглушил характеры, сделал их «облегченными». В «Личном вопросе» слабо обрисован директор предприятия. Это обусловлено, очевидно, и просчетами психологического плана, и стилевыми небрежностями. Вот пример: «Когда рабочий ушел, директор долго смотрит на дверь, задумавшись. Гла за его добреют,, брови поднялись до середи ны лба. Лицо его вдруг р а звер зл о сь трещи ной, и з которой вы гл я н ул частокол п р о к у ренны х з у б о в (подчеркнуто мною.— В. О.). Затем кусты бровей упали вниз, сжались губы, и странная улыбка исчезла» (с. 31). Это, разумеется, частности. В целом сбор ник производит хорошее впечатление и, не сомненно, заинтересует читателя. В. СД54КСЖОВ А. РУБАШКИН. Михаил Кольцов. Критико биографический очерк. Л., «Сов. писатель», 1970. Книга Александра Рубашкина посвяще на одному из самых замечательных публи цистов в истории нашей страны. Герой этой книги был не просто блестящим журнали стом, настоящим политическим деятелем, отважным человеком, способным на неве роятный по смелости поступок,— он стал персонажем легенды, славной легенды XX века о подвижнике революции, о рыцаре репортажа, творящем чудеса.... Я сам верил в эту легенду, и, если го ворить по совести, верю и сейчас; когда в военной газете 1941 года я видел собст венный очерк «Родина Максима готова к бою»; когда много лет спустя читал свой репортаж из кишлака Айни, куда рухнула лавина, закрывшая реку; когда еще раз или два чувствовал себя в самом пекле жизни, я думал: «Вот сейчас Кольцов похвалил бы меня!», хотя самого Кольцова никогда не видел — только зачитывался его книгой «Хочу летать», взахлеб читал «Ис панский дневник», восторгался его энерги ей, так и бьющей со страниц газет и жур налов... В книге А. Рубашкина сказано: «Мальчишки 30-х годов видели себя летчи ками, летевшими через полюс, полярниками, дрейфующими на льдине, их влекла и бес покойная журналистская судьба. Журна лист оказывался рядом с героями, там, где опасно, где требовалось личное мужество». Это и обо мне... Вот почему я читаю эту книгу А. Рубашкина не глазами собрата-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2