Сибирские огни, № 011 - 1971
секрет этого чуда, когда поэзия «осущест вила над собой свою прекрасную власть». И что примечательно: поэты анализиру ют не хрестоматийные стихи, уже получив шие громкий отзвук, а стихи, на взгляд, не приметные, как будто проходные, кажется, обойденные критикой, открывая их сокро венный смысл, их неброскую силу и нена вязчивое изящество. Леонида Решетникова взволновало стихотворение Александра Твардовского «Две строчки», и он подроб но, слово за словом, строка за строкой, освещает его глубинный смысл, его скры тый подтекст, и мы увидели в девятнадца ти стро :ках о бойце-парнишке, навеянных записной книжкой автора «Василия Терки на», массу такого, что, может быть, оста лось бы незамеченным при «простом» чте нии. Но не только это. Перед нами выри совывается и облик автора заметок — по- эта-фронтовика, не случайно отобравшего из всего, что написано Твардовским, именно это стихотворение, чем-то близкое и родст венное его собственному лирическому ге рою. Может быть, этот лиризм и составля ет то, что делает прозаические комментарии органичными и обязательными в сборнике, как будто предназначенном исключительно для стихов. В последнее время можно слышать сло ва о полезности упразднения областных сборников и объединения «Дней поэзии» в одну большую московскую книгу. Можно понять сторонников таких цент ростремительных тенденций: расширение географии ежегодников способствует и без того уже ставшей опасной инфляции поэти ческого слова, того безудержного разлива стихов, что вызвал гневное восклицание Михаила Исаковского: «Доколе?..» Но борь ба с перепроизводством поэзии должна ве стись иными средствами. Всем ясно, что повышение качества художественной лите ратуры не может быть достигнуто усечени ем ее географии. Гильотина, как и звестно, самое надежное средство от перхоти, но лучшее ли? На наш взгляд, следует задуматься над принципами комплектования поэтических ежегодников. Составители сибирского «Дня поэзии» 1970 года формулируют их так: «День поэзии» — не антология, где должны быть представлены лучшие стихи поэтов, не тематический сборник. Представьте себе, что в один прекрасный день мы постучались ко всем поэтам трех сибирских городов-сосе- дей — «Что сегодня, товарищи, на ваших столах?» А верно ли это? Не снижает ли такой подход авторитет ежегодников, чи тательский интерес к ним? Думается, что «Дни поэзии» должны быть все-таки еже годной антологией, собранием лучшего, что сделано поэтами. Стучаться, разумеется, надо ко всем, а принимать только самое лучшее «День поэзии» должен быть ее праздником, демонстрацией ее достижений, а не моментальной фотографией рабочего стола поэта. И еще: в сборниках должны публико ваться только оригинальные вещи,— ника ких перепечаток. Разумеется, кроме публи каций забытого. К сожалению, в рецензи руемой книге любитель поэзии на каждом шагу столкнется со стихами уже знакомы ми. Для «Дня поэзии» надо беречь самое дорогое, самое «свое». Только тогда чита тели будут ждать новую книгу, как ждут праздника. £Ф. БЕЛЕНЬКИЙ Анатолий ЖИГУЛИН. Прозрачные дни. Стихи. М., «Сов. писатель», 1970. Родина и Природа в русском языке — слова одного корня. Так язык наш определил место и родст во этих понятий, так живут они и в рус ской душе — рядом. Родина — это не только пространство, земля, на которой ты родился, но еще и время, история твоего народа — прошлое, настоящее, будущее. И Природа — живая, неотъемлемая часть Родины: реки, деревья, луга, птицы и звери, дожди и снегопады... Эта естественность, органичность взаи мосвязи Родины и Природы, пейзажной лирики и глубинного пафоса гражданствен ности — замечательная и ценная черта сти хотворений, составивших новую книгу Ана толия Жигулина «Прозрачные дни» Природа, как одна из существенных сил, формирующих национальный характер, природа, как одно из важнейших слагае мых духовной жизни, природа многоцвет ная, звучащая и осязаемая — живет в про изведениях поэта О Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои проселки перелески — Все. что без памяти люблю: И шорох рощи белоствольной, И синий дым в дали пустой И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой... Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивье- В тебе одной и утешенье, И исцеление мое. Анатолий Жигулин — правдивый свиде тель умонастроений и судеб своего поко ления. Характер современника, созданный по этом в лирике, имеет четко определенные истоки. Движение времени, меняющее, за каляющее этот характер, воссоздано зри- мо, и рассказано о нем просто, достоверно и поэтично. Бегу с бугра тропой полынной В дремучей чаще лебеды В моей руке пятак старинный. Позеленевший от воды. И все доступно. Все открыто, И ничего еще не жаль. И надо мной плывет, как рыба. Огромный сонный дирижабль.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2