Сибирские огни, № 011 - 1971

секрет этого чуда, когда поэзия «осущест­ вила над собой свою прекрасную власть». И что примечательно: поэты анализиру­ ют не хрестоматийные стихи, уже получив­ шие громкий отзвук, а стихи, на взгляд, не приметные, как будто проходные, кажется, обойденные критикой, открывая их сокро­ венный смысл, их неброскую силу и нена­ вязчивое изящество. Леонида Решетникова взволновало стихотворение Александра Твардовского «Две строчки», и он подроб­ но, слово за словом, строка за строкой, освещает его глубинный смысл, его скры­ тый подтекст, и мы увидели в девятнадца­ ти стро :ках о бойце-парнишке, навеянных записной книжкой автора «Василия Терки­ на», массу такого, что, может быть, оста­ лось бы незамеченным при «простом» чте­ нии. Но не только это. Перед нами выри­ совывается и облик автора заметок — по- эта-фронтовика, не случайно отобравшего из всего, что написано Твардовским, именно это стихотворение, чем-то близкое и родст­ венное его собственному лирическому ге­ рою. Может быть, этот лиризм и составля­ ет то, что делает прозаические комментарии органичными и обязательными в сборнике, как будто предназначенном исключительно для стихов. В последнее время можно слышать сло­ ва о полезности упразднения областных сборников и объединения «Дней поэзии» в одну большую московскую книгу. Можно понять сторонников таких цент­ ростремительных тенденций: расширение географии ежегодников способствует и без того уже ставшей опасной инфляции поэти­ ческого слова, того безудержного разлива стихов, что вызвал гневное восклицание Михаила Исаковского: «Доколе?..» Но борь­ ба с перепроизводством поэзии должна ве­ стись иными средствами. Всем ясно, что повышение качества художественной лите­ ратуры не может быть достигнуто усечени­ ем ее географии. Гильотина, как и звестно, самое надежное средство от перхоти, но лучшее ли? На наш взгляд, следует задуматься над принципами комплектования поэтических ежегодников. Составители сибирского «Дня поэзии» 1970 года формулируют их так: «День поэзии» — не антология, где должны быть представлены лучшие стихи поэтов, не тематический сборник. Представьте себе, что в один прекрасный день мы постучались ко всем поэтам трех сибирских городов-сосе- дей — «Что сегодня, товарищи, на ваших столах?» А верно ли это? Не снижает ли такой подход авторитет ежегодников, чи­ тательский интерес к ним? Думается, что «Дни поэзии» должны быть все-таки еже­ годной антологией, собранием лучшего, что сделано поэтами. Стучаться, разумеется, надо ко всем, а принимать только самое лучшее «День поэзии» должен быть ее праздником, демонстрацией ее достижений, а не моментальной фотографией рабочего стола поэта. И еще: в сборниках должны публико­ ваться только оригинальные вещи,— ника­ ких перепечаток. Разумеется, кроме публи­ каций забытого. К сожалению, в рецензи­ руемой книге любитель поэзии на каждом шагу столкнется со стихами уже знакомы­ ми. Для «Дня поэзии» надо беречь самое дорогое, самое «свое». Только тогда чита­ тели будут ждать новую книгу, как ждут праздника. £Ф. БЕЛЕНЬКИЙ Анатолий ЖИГУЛИН. Прозрачные дни. Стихи. М., «Сов. писатель», 1970. Родина и Природа в русском языке — слова одного корня. Так язык наш определил место и родст­ во этих понятий, так живут они и в рус­ ской душе — рядом. Родина — это не только пространство, земля, на которой ты родился, но еще и время, история твоего народа — прошлое, настоящее, будущее. И Природа — живая, неотъемлемая часть Родины: реки, деревья, луга, птицы и звери, дожди и снегопады... Эта естественность, органичность взаи­ мосвязи Родины и Природы, пейзажной лирики и глубинного пафоса гражданствен­ ности — замечательная и ценная черта сти­ хотворений, составивших новую книгу Ана­ толия Жигулина «Прозрачные дни» Природа, как одна из существенных сил, формирующих национальный характер, природа, как одно из важнейших слагае­ мых духовной жизни, природа многоцвет­ ная, звучащая и осязаемая — живет в про­ изведениях поэта О Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои проселки перелески — Все. что без памяти люблю: И шорох рощи белоствольной, И синий дым в дали пустой И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой... Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивье- В тебе одной и утешенье, И исцеление мое. Анатолий Жигулин — правдивый свиде­ тель умонастроений и судеб своего поко­ ления. Характер современника, созданный по­ этом в лирике, имеет четко определенные истоки. Движение времени, меняющее, за­ каляющее этот характер, воссоздано зри- мо, и рассказано о нем просто, достоверно и поэтично. Бегу с бугра тропой полынной В дремучей чаще лебеды В моей руке пятак старинный. Позеленевший от воды. И все доступно. Все открыто, И ничего еще не жаль. И надо мной плывет, как рыба. Огромный сонный дирижабль.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2