Сибирские огни, № 011 - 1971
ко искусностью звукописи, образностью от дельной строки или строфы. Оно захваты вает своим ладом, зрелостью и мудростью чувства и мысли, своеобразной народностью, благородным духовным обликом своего коллективного лирического героя. Народ ность в последнее время стали иногда по нимать, как утверждение патриархальности, любование стариной, «живописными источ никами «простой» деревни. В «Чернушке» о приметах русской си бирской старины говорится уважительно. Ничего не поделаешь, а «нужна старухе прялка изувеченная вся». Поэт убежден, что В мире жестком до предела, Не глуха и не слепа, Г петь еще свое не спела Деревенская изба. Но все это бесконечно далеко от став ших модными призывов к поклонению «се дой старине», призывов вернуться назад к деревенскому петуху. Напротив: зоркий глаз поэта с радостью подмечает приметы нового, ему дорого, что географическое за холустье Чернушек, где Мушки нас едят и мошки И комарики едят,— ни на мгновение не обернулось нравствен ным и духовным захолустьем, что мир за терянного в глуши селенья не изолирован, а прочно связан со всем большим миром. Ребятишкам на дороге Тоже надо обсуждать: Что за люди эги йоги? — Им бы — Йогов повидать. Отрешенны и степенны, Лишь усами шевелят, Медноусые антенны, Что над крышами стоят. Но главное в нравственном облике Чер нушек — это сознание своей необходимо сти, гордость своим вкладом в жизнь об щества: «Хлеб насущный создаем». Вот по чему так светел образный мир этого стихо творения, так радостно и самозабвенно пляшет в его строках «летний ливень про ливной», и люди полны веры в добрую судьбу: С неба звездочка упала — Это к счастью, говорят. Виктор Крещик не выделяет индивидуаль ного героя, он говорит от имени Черну шек. Весь образный строй стихотворения как бы утверждает право поэта — высокое право — быть голосом своих героев. По-своему о старом и новом говорит Нинель Созинова. Вот уж, кажется, дере венская поэтесса. Она вся в мире сельских преданий. Прошлое живет в ее настоящем так, «как будто в верстном отдаленье де довская здравствует страна». Но это совсем не то прошлое, что питает сарафанную по этику и чурается выхода за пределы дере венской околицы. В старом ей дорого то, что укрепляет современность. Так рождает ся удивительная по лаконизму и емкости стихотворная новелла о бабке Марье, ее гражданском подвиге и поседевшей за ночь «огневой голове». И другое стихотворение, которое тоже можно назвать новеллою, хотя в нем нет ни сюжета, ни сколько-нибудь четко выпи санного характера. Все оно составлено из «круглых, как колобки», народных примет, и на первый взгляд кажется, что поэтесса демонстрирует нам свои этнографические богатства. Но неожиданная развязка, со всем как в новелле, освещает по-новому казавшиеся самоценными фольклорные рос сыпи. Неожиданно перед читателем возни кает образ человека, образ крестьянской девушки, чей духовный, нравственный мир выпестован народной мудростью: Все село следит с пристрастьем, что за девушка растет. Поэзия деревни в стихах Созиновой хороша сама по себе, она не противостоит, а по-доброму соседствует со всякой иной подлинной поэзией, в том числе урбаниче- ской. И как будто отвечая поклонникам •ситцевой музы, она открыто декларирует: Не затем ступаю по забытой, по дождями битой колее, чтобы славить старое корыто в дедовском еще житье-бытье. Созинова обнажает идейные корни своей позиции по отношению к духовному насле дию, это те начала, Где от поколенья к поколенью Сила духа русского росла,— та, которую возглавил Ленин, та, что нам в наследство перешла. Книга 70-го года, подобно предыдущим, включает критические миниатюры, ра;боры стихотворений. Их авторы пытаются раз гадать тайну волшебства простых слов. Кажется, они рассматривают страницы ху дожественного текста на свет, как это де лал юный Пешков с «Простым сердцем» Флобера. Об этом напомнил Ю Мостков в своем эссе по поводу стихотворения Ва силия Федорова «Ровесница» В большинстве это коротенькие моноло ги поэтов на темы поэзии. Потрясенный глу бокой правдой диалектики души солдата, раскрытой в маленьком стихотворении Александра Межирова, его сибирский со брат по перу Василий Казанцев счел необ ходимым поделиться своим чувством с чи тателем и помочь увидеть чудесный сплав героического и трагического в солдатском, человеческом сердце. И всего несколько слов о стихотворении Николая Ушакова «Патефон» сказаны Елизаветой Стюарт. Кажется, она не анализирует, а только спрашивает: «Почему чужая жизнь внезап но стала близкой мне, как своя собствен ная? Что помогло этому волшебству?..» Но незаметно, чуть ли не в самих вопросах, подсказываются ответы, и мы улавливаем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2