Сибирские огни, № 011 - 1971
смотрит на происшедшее материнскими глазами: А давно ли за грязь на ботинках Нас ругали сердитые мамы... Однако юбилейными стихами, как бы они ни были значительны и важны, нельзя исчерпать все богатство чувств нашей поэ зии. И в книгу естественно вошли многие «разные» стихи, и есть среди них безуслов но хорошие. В сборнике много пейзажной лирики. Сибирская природа... Ее не устают воспе вать поэты-сибиряки. И это меньше всего похоже на уход куда-то в ,сторону от маги стральных дорог времени. Как ни парадок сально, но лирика природы в сибирской поэ зии выступает как одно из проявлений гражданственности. Воспевается край, до сих пор далеко не обжитый и, говоря сло вами одного из персонажей Горького, «жаждущий человека». Край, до конца не потерявший в центральной России или на юге старую репутацию «гиблого места». Утверждая красоту своей Сибири, поэты, грубо говоря, выполняют высокую пропа гандистскую миссию. Может быть, сами того не замечая. Пейзажной лирике «Дня поэзии» при сущ добрый оптимизм. Не та жизнера достность «бодрячка», что закрывает глаза, чтобы не заметить непогоду. Оптимизм ли рики природы этой книги пленяет своим реализмом, стремлением высветить прекрас ное в суровых красках неласкового края. Михаил Кубышкин назвал свое стихотво рение «Осенью». Эта не та осень, что «очей очарованье». Здесь «пахнет севером, тунд рою, льдами», и «стужа добирается до те ла», и «тучи толстые бродят над нами»... Все это так, Но в резерве у нас бабье лето И в запасе отлет журавлей, Будут дни еще полные света И теплынь густозвездных ночей. Владимир Макаров не может оторвать ся от природы своей Сибири, кажется, она в его кровеносной системе. Он, подобно Кубышкину, не идеализирует ее, видит ее осенние дожди, «холодные, глухие, без про света», ее короткое лето и долгую зиму, она у него такая, как есть, и такая дорога. Но плавный ход моих осенних рек, Но крик прощальный птицы в поднебесье, Но шум урмана.... Это мне навек Родимая, единственная песня. Сколько стихов и песен сложено о рус ской березке, но у Макарова она своя, си бирская, упрямая, жизнестойкая, растущая наперекор непогодам: Смотрите, в прутике неброском. Растущем на краю села. Уже видны черты березки, ее ветвей, ее ствола. Как в хрупкой девочке-подростке Сокрыта женская краса... Под ливнями, на перекрестке Такие зреют чудеса! Последние строки как будто необяза тельны, но без них исчезло бы лирическое начало, то удивление перед жизнью — чу дом, без которого нет поэзии. А вот другие березы — из стихов Вятки на. Они вписаны в полный философского смысла .пейзаж как одна из деталей непо вторимого сибирского простора, знаменую щего прекрасную, чудесную судьбу чело века: Родных полей степная воля. В березы плещутся хлеба. Уж если вправду, жизнь — как поле,— Прекрасна у людей судьба! Идешь, ступни в пыли купая, Кует кузнечик чудеса, И горизонта полоса Все отступает, отступает... Как ни широка Сибирь, сердце поэта не утолить одной этой ширью, оно бьется в унисон со всей страной и миром. Геогра фия «Дня поэзии» включает в себя пре лесть «вятского говорка» в стихах Леонида Решетникова, и голубизну Казбека в «Вы сотах» Александра Смердова, и «Подмо сковную легенду» Ивана Краснова. Бессон ница Ивана Ветлугина — недуг особого свойства, его причина — благородная тре вога за судьбы мира: Я слушал гул и шум, как будто подо мной вздыхал от тех же дум бессонный шар земной. Можно сказать добрые слова о многих стихах книги. Но тут неизбежны скучные перечисления имен и названий. Не полемичные, на взгляд сосредото ченные на своих темах, стихи сборника без запальчивости, по-сибирски спокойно вклю чаются в споры, волнующие всю современ ную советскую поэзию. Это можно заметить, вчитавшись в сти хотворение Виктора Крещика с незатейли вым названием «Чернушка». И рифмы вро де бесхитростные, однородные: «чернуш ка — деревушка», «прялка — гадалка», а то и вовсе глагольные: «подымет — уплывает», «покоряем — понимаем», «корят — гово рят»... А почему так волнует, почему слова кажутся до предела выверенными и един ственно возможными? Может, потому, что нехитрая рифма, совсем как в народной поэзии, с лихвой компенсируется внутрен ними созвучиями: Здесь пристрастье К песням старым, Здесь в почете старина, Протекает речка Тара, Тоже старая она— Речка Тара названа один раз, но слова выбраны и поставлены так, что в каждой строке как будто течет Тара: «пристрастье», «старым», «старина» и т. д. И все же стихотворение пленяет не толь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2