Сибирские огни, № 011 - 1971
У КНИЖНОЙ) полки «Д ень поэзии. 1970». Новосибирск, Зап.-Си б. кн. изд., 1970. Всегда трудно писать о сборниках «Дня поэзии». Уж очень пестры они; калейдоско пически мелькают имена, стихи врываются, на мгновение захватывают, но тут же пере биваются другими, на иные темы, в иной манере... Новосибирский «День поэзии» 1970 года в этом смысле несколько отличен. В его пестроте заметно выделяются две темы: Ленинское столетие и четвертьвековой юби лей Победы. Тщательно отобраны стихи столетнего юбилея вождя. В поэтическую Лениниану вписано немного, но это свежие и впечат ляющие строки. Поэты Сибири видят Ленина сибирских лет. Елизавета Стюарт заметила, как «горит огонь в единственном окне» села Шушенского, и уловила симво лический смысл света в глухой таежной ночи: Россия спит... Уже не спит Россия, Коль свет горит у Ленина в окне. Шушенские сосны шумят в стихах Ка зимира Лисовского. В бытовой повседнев ности ленинской ссылки поэт увидел свою символику: Слушал, слушал, Как шепчется шушенский бор, И, костер разжигая сухими ветвями, Он смотрел. Как от искры взвивался костер, Разгоралось высокое, жаркое пламя. В белых стихах Юрия Магалифа «Эста фета» нет символов, нет непосредственного образа Ленина. Они волнуют автобиогра фической достоверностью чувства и силой обобщающей мысли. Образ мальчика, услы шавшего траурный январский гудок, соот несен со всем поколением его сверстников и поколениями тех, кто понесет эстафету дальше: Средь сверстников моих в моей Отчизне Нет человека, кто бы не услышал В студеном воздухе гудков протяжных, Отчетливых, как воинская клятва. ...Дойдет и к дальним правнукам тот голос И клятвой отзовется в их сердцах... О Победе пишут те, кто пережил дра матическое пятилетие войны в качестве ее солдат или работников. Но примечательно, что рядом со стихами ветеранов, с фраг ментами «Из фронтовой тетради» Леонида Решетникова или солдатскими размышле ниями Иллариона Толконюка, стоят стихи тех, кто вырос в мирные годы. Вот «Поэма в тридцать тысяч слов...» Ильи Фонякова. Монументальная чеканность ее строгих ше стистиший как бы отразила величие памят ника воинам-сибирякам, послужившим толч ком к созданию произведения. В книгу 1970 года органично вошли сти хи из «тонюсенькой книжицы» «Родина», вышедшей в Новосибирске двадцать шесть лет назад и представившей девять имен молодых поэтов-сибиряков. Некоторые из них — Борис Богатков и Георгий Суворов— не вернулись с войны, другим предстояла большая дорога в поэзию (Василию Федо рову, например). Составители «Дня поэзии» дали вторую жизнь забытым стихам —- та лантливым документам эпохи. Хочется от метить одну особенность этих стихов: они сумели выразить гуманистический харак тер души солдата — жестокость войны не. лишила его человечности: Умей любить высокою любовью. Всем существом души умей любить,— завещает сыну умирающий солдат из сти хотворения Василия Федорова. Характерны ассоциации лирического ге роя стихотворения Бориса Богаткова «По- дороге на фронт»: Проходит поезд через лес. Колесами стучит. По черным шпалам льются рельс Тяжелые ручьи. И к небесам стремясь пустым, Средь сосен и берез, Летит такой же русый дым, Как прядь твоих волос. И не случайно в ткань фронтовых сти хов о войне вплетается образ матери. Герой Николая Мейсака, шагнувший из мира мальчишеских игр в страшный хаос войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2