Сибирские огни, № 011 - 1971
С фольклором отнюдь не было покон чено, Достоевский возвращается к нему снова и снова. Анекдоты и притчи, необы чайные истории, якобы о себе, рассказыва ет один из персонажей романа «Идиот», от ставной военный Иволгин — «Врун», бала гур, фантазер. Происхождение его репертуа ра и некоторых других историй, психологи чески острых и драматичных эпизодов жиз ни молодых офицеров пришло из той воен ной среды, с которой был тесно связан До стоевский в семипалатинские годы своей жизни, после выхода из Омского острога. Устная проза впечатляюще представле на и на страницах «Подростка». Но все. кратко перечисленное здесь, выходит за пре делы этих заметок, цель которых состояла в том, чтобы проследить связи Достоевско го с народным творчеством. Они весьма яр ко проявлялись в активном собирательстве. Своего наивысшего подъема эта деятель ность писателя достигла в годы каторги (1850—1854). Огромным напряжением всех сил души, борясь и побеждая опасности, грозящие ему гибелью, он начинал созда вать бессмертные «Записки» Для того, что бы показать «Мертвый дом» во всей прав де, нужно было вникнуть в сказы, легенды, песни каторжан. И он стал собирателем- фольклористом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2