Сибирские огни, № 011 - 1971
пых сочетаниях мотивы анекдотические, -> фантастические, сказочные из распростра ненных жанров фольклора. Повествование ведется от первого лица, но установку на достоверность, присущую мемуарным рас сказам, сменяет установка на заниматель ность, гротескность, необычайность, хотя и преподносятся такие сказы (с иронической усмешкой) как истинные происшествия. Важное значение в сюжете сказа, услы шанного Достоевским от арестанту Шапки- на, имеют клички-псевдонимы. Не желая назвать себя, беглецы выдумывали много «смешных» кличек, память об этом дошла до наших дней: «Тебя как звать?— Отче наш.— А тебя? — Иже еси и больше не про си, все равно не скажу» (из моих записей). Современная фольклористика вводит в круг изучаемых ею явлений слухи и тол ки, молву, обычно передаваемую кратко, а не в форме развернутого рассказа. Один из таких слухов был совершенно точно запи сан Достоевским и включен в главу второй части «Летняя пора». Богатым сибирским крестьянам, попавшим в острог, молва при писывала убийство ими своих батраков (чтобы не платить работникам причитаю щиеся им деньги). Хотя этот слух в данном случае не подтвердился, о чем пишет Д о стоевский, он интересует нас как зерно сю жета, сохраненного устными преданиями вплоть до настоящего времени. Богатей — убийца своего батрака — образ, распростра ненный в устной прозе русского населения Западной Сибири1. Достоевский был первым, зафиксировав шим слухи о таких явлениях,— тогда это были еще не предания, а именно слухи и толки. С ними перекликается по содержа нию притча о жадности и злодействах ради наживы в главе «Первые впечатления». На сколько точен был Достоевский, подтверж дает запись Максимова, почти дословно по вторяющая этот текст.1 2 В «Записках» проходит ряд рассказов- воспоминаний острожников об обстоятель ствах, приведших их на каторгу. Считать эти рассказы вымышленными или хотя бы подвергнутыми существенной литературной обработке — нет оснований, за исключением одного («Акулькин муж»), который будет рассмотрен особо. Перед нами четыре запи си подлинных автобиографий, рассказанных действительно жившими людьми, а не лите ратурными персонажами. В их подлинности убеждает прежде всего форма: характер ный для устной прозы развернутый диалог, быстрое чередование сцен, сплошное дейст вие при отсутствии психологического ана лиза, каких-либо рассуждений и пейзажа. Каждый текст содержит жизненные детали я языковые особенности, конкретные на- 1 «Сибирские предания, сказы, легенды». Но восибирск, 1959, тексты: «В прорубь головой» — стр. 101; «На костях богатея» — стр. 106; «Батра ков топили» — стр. 107; «Ворону конец» — стр. 108 и ряд других. 2 С. В. М а к с и м о в . Указ, соч., стр. 79 <ч. I, глава 3 — «В бегах»). столько, что нет оснований отнести их к по рождениям творческой фантазии самого ав тора «Записок» — даже при всей ее мощи. Специфические солдатские словечки в рас сказе Сироткина, количество ударов в рас сказе Крещеного Калмыка, который «надул» палача, украинские фразы Лучки — общее здесь проявляется в единичном и неповто римом. Ситуаций, подобных той, какую на ходим в рассказе Баклушина, конечно, было много, но это — неповторимая в своем роде история конкретного человека о его любви, убийстве соперника — состоятельного часов щика, владельца мастерской, и о том, как он ответил офицеру на оскорбления во вре мя допроса. Предоставляя слово рассказчикам, До стоевский не мешал им высказать то, что они действительно говорили. Всё сущест венное и характерное воспроизведено пол ностью. Писатель был объективен. Настрое ний преклонения перед церковностью и Хри стом, овладевших им и излагаемых в «За писках:», рассказы каторжан не содержат совершенно. Но при всем этом нужно иметь в виду, что перед нами все же не стено граммы. Записывать во время рассказыва ния слово в слово Достоевский, конечно, не мог по той причине, что заключенным, и ему в том числе, писать запрещалось. Фрагмен ты рассказов он вносил в свою черновую тетрадь (№ 1) на больничной койке: это оказалось возможным только в тюремном лазарете благодаря содействию главного врача Троицкого и других врачей, а тетрадь сохранял у ' себя фельдшер Иванов. Отры вочные заметки служили, очевидно, своего рода памятными вехами: по ним он впо следствии восстанавливал в памяти расска зы каторжан, наряду со всеми другими на блюдениями, и воспроизводил их в процес се работы над своей книгой, которая им бы ла завершена в 1860 году, после возвраще ния из Сибири. Промежуток во времени не привел, однако, к деформации услышанно го в остроге, и, читая эти рассказы, мы слы шим голоса действительно живших людей, реальных каторжан пятидесятых годов XIX века. Особое место принадлежит, как уже упоминалось, тексту, озаглавленному «Акулькин муж» (с подзаголовком «рас сказ»), занимающему целую главу второй части «Записок». Здесь Достоевский-собира- тель уступает место художнику-психологу. Это не новелла, а повесть небольшого разме ра, она занимает около 25 страниц печатно го текста. Сравнивая окончательный текст с записью в черновой тетради, под № 2361 читаем: «Вот вышли мы с ней. Не мне (видимо, на мне.— А. М.) смушачья шапка, тонкого сукна кафтан, шаровары плисовые; она в но вой заячьей шубке, платочек шелковый — 1 Пользуюсь выдержками из «Записной книж ки» Ф. М. Достоевского, сделанными рукою А. Г. Достоевской (черновая тетрадь № 1) и впер вые опубликованными Пиксановым в качестве приложения к его статье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2