Сибирские огни, № 011 - 1971

леял судьбу Вашу. Но среди мечтаний была одна действительность; это то, что Вы пер­ вый из Вашего племени, достигший образо­ вания Европейского. Уже один этот случай поразителен и сознание о нем невольно на­ лагает на Вас и обязанности...».1 Разумеется, было бы неправильным утверждать, что только Достоевскому обя­ зан Валиханов правильным выбором жиз­ ненного пути. Сильное и очень благотворное влияние на молодого казаха имел Дуров, много сделавший для развития его довольно смелых политических взглядов. В науке не­ мало помог П. П. Семенов (Тян-Шанский). Но факт остается фактом: Валиханов после­ довал многим советам своего друга-писа- теля. Именно Степь (т. е. азиатские просто­ ры России) была темой его научных интере­ сов. Один из исследователей заметил, что даже литературная деятельность Валихано- ва проявлялась как раз в том научно-худо­ жественном жанре, который в качестве образна рекомендовал ему Достоевский — «вроде Джона Теннера»1 2. Не менее важно и то, что Валиханов, как и учил его Достоевский, стал защитни­ ком и просветителем своего народа, пытался улучшить его бедственное состояние. «Мы,— недвусмысленно писал Ч. Валиханов,— свя­ заны с русскими историческим и даже кров­ ным родством. Судьба миллиона людей, по­ дающих несомненные надежды на граждан­ ственное развитие, людей, которые считают себя братьями русских по Отечеству и по­ ступили в русское подданство добровольно, кажется, заслуживает большого внимания и большой попечительности в таких решитель­ ных вопросах, которые формируются в шек­ спировское — быть или не быть»3. Здесь стоит вспомнить и слова, сказанные много ' Письмо Ч. Ч. Валиханову от 14 декабря 1856 г.— «Чокав Валиханов в воспоминаниях со­ временников». етр. 79—81. 2 Павел К о с е н к о . Сердце остается одно. (Достоевский в Казахстане). Алма-Ата, 1969, стр. 88. 8 А. А х м е т о в . Чокан Валиханов.— «Чокан Валиханов в воспоминаниях современников», стр. 3. лет спустя другим замечательным казахом — Мухтаром Ауэзовым. «Достоевский,— пишет он,— советует Чокану выступить с «просве­ щенным ходатайством» за свой народ... В этих заботливых думах Достоевского о Степи, о долге первого просвещенного сына этой Степи сказалась светлая, благородная роль передовой русской интеллигенции в судьбе народов России... Нам бесконечно дорого сознавать, что великий русский пи­ сатель Ф. М. Достоевский говорил о своих думах и чаяниях с лучшими представителя­ ми казахского народа, что он мыслил буду-, щее этого народа связанным с русским на*. родом...».1 Наконец, Федору Михайловичу разреше­ но покинуть Сибирь. Проездом он на трое суток останавливается в Омске. И здесь — новые встречи с Валихановым. Чокан знако­ мит его с семейством Капустиных. Есть мнение, что именно в эти омские дни сделана известная фотография Валиханова и Достоевского, на которой они запечатлены рядом...».2 А потом друзья встречаются в Петербур­ ге, и Федор Михайлович был свидетелем успеха молодого ученого. Больные легкие вынудили Валиханова весной 1862 года уехать из северной столицы на родину. Он думал, что уезжает ненадол­ го, но увы... Ему не суждено было больше увидеть Петербурга: прогрессирующий ту­ беркулез с каждым месяцем подтачивает его силы. Но Чокан не сдается. Он много зани­ мается наукой, переписывается с друзьями (в том числе и с Достоевским), борется с произволом местных властей. Однако недуг становится все сильнее. В апреле 1865 года Чокан Чингисович скончался, не достигнув и тридцатилетия... Такой была дружба этих удивительных людей — «одно из прекрасных свидетельств исторической дружбы русского и казахского народов»3. 1 М. А у э з о в. Ф. М. Достоевский и Чокан Валиханов. «Дружба народов», 1956, № 3, стр. 155. 2 Павел К о с е н к о . Указ соч., стр 167. * Мухтар А у э з о в. Указ, соч., стр. 155.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2