Сибирские огни, № 011 - 1971
леял судьбу Вашу. Но среди мечтаний была одна действительность; это то, что Вы пер вый из Вашего племени, достигший образо вания Европейского. Уже один этот случай поразителен и сознание о нем невольно на лагает на Вас и обязанности...».1 Разумеется, было бы неправильным утверждать, что только Достоевскому обя зан Валиханов правильным выбором жиз ненного пути. Сильное и очень благотворное влияние на молодого казаха имел Дуров, много сделавший для развития его довольно смелых политических взглядов. В науке не мало помог П. П. Семенов (Тян-Шанский). Но факт остается фактом: Валиханов после довал многим советам своего друга-писа- теля. Именно Степь (т. е. азиатские просто ры России) была темой его научных интере сов. Один из исследователей заметил, что даже литературная деятельность Валихано- ва проявлялась как раз в том научно-худо жественном жанре, который в качестве образна рекомендовал ему Достоевский — «вроде Джона Теннера»1 2. Не менее важно и то, что Валиханов, как и учил его Достоевский, стал защитни ком и просветителем своего народа, пытался улучшить его бедственное состояние. «Мы,— недвусмысленно писал Ч. Валиханов,— свя заны с русскими историческим и даже кров ным родством. Судьба миллиона людей, по дающих несомненные надежды на граждан ственное развитие, людей, которые считают себя братьями русских по Отечеству и по ступили в русское подданство добровольно, кажется, заслуживает большого внимания и большой попечительности в таких решитель ных вопросах, которые формируются в шек спировское — быть или не быть»3. Здесь стоит вспомнить и слова, сказанные много ' Письмо Ч. Ч. Валиханову от 14 декабря 1856 г.— «Чокав Валиханов в воспоминаниях со временников». етр. 79—81. 2 Павел К о с е н к о . Сердце остается одно. (Достоевский в Казахстане). Алма-Ата, 1969, стр. 88. 8 А. А х м е т о в . Чокан Валиханов.— «Чокан Валиханов в воспоминаниях современников», стр. 3. лет спустя другим замечательным казахом — Мухтаром Ауэзовым. «Достоевский,— пишет он,— советует Чокану выступить с «просве щенным ходатайством» за свой народ... В этих заботливых думах Достоевского о Степи, о долге первого просвещенного сына этой Степи сказалась светлая, благородная роль передовой русской интеллигенции в судьбе народов России... Нам бесконечно дорого сознавать, что великий русский пи сатель Ф. М. Достоевский говорил о своих думах и чаяниях с лучшими представителя ми казахского народа, что он мыслил буду-, щее этого народа связанным с русским на*. родом...».1 Наконец, Федору Михайловичу разреше но покинуть Сибирь. Проездом он на трое суток останавливается в Омске. И здесь — новые встречи с Валихановым. Чокан знако мит его с семейством Капустиных. Есть мнение, что именно в эти омские дни сделана известная фотография Валиханова и Достоевского, на которой они запечатлены рядом...».2 А потом друзья встречаются в Петербур ге, и Федор Михайлович был свидетелем успеха молодого ученого. Больные легкие вынудили Валиханова весной 1862 года уехать из северной столицы на родину. Он думал, что уезжает ненадол го, но увы... Ему не суждено было больше увидеть Петербурга: прогрессирующий ту беркулез с каждым месяцем подтачивает его силы. Но Чокан не сдается. Он много зани мается наукой, переписывается с друзьями (в том числе и с Достоевским), борется с произволом местных властей. Однако недуг становится все сильнее. В апреле 1865 года Чокан Чингисович скончался, не достигнув и тридцатилетия... Такой была дружба этих удивительных людей — «одно из прекрасных свидетельств исторической дружбы русского и казахского народов»3. 1 М. А у э з о в. Ф. М. Достоевский и Чокан Валиханов. «Дружба народов», 1956, № 3, стр. 155. 2 Павел К о с е н к о . Указ соч., стр 167. * Мухтар А у э з о в. Указ, соч., стр. 155.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2