Сибирские огни, № 011 - 1971
всегда ладили. Но история давно рассуди ла яростные споры, гремевшие когда-то под мрачными сводами Омского острога. «ДОРОГОЙ МОЙ ВАЛИХАН...» Впервые они встретились в начале 1854 года. Достоевский и Дуров, только что вышедшие из острша, жили тогда в госте приимном и хлебосольном доме омского офицера Константина Ивановича Иванова (что был женат на дочери декабриста Ива на Александровича Анненкова — Ольге). Чокан Валиханов был постоянным го стем в этой замечательной интеллигентной семье. Он, наверняка, с нетерпением ждал знакомства со ссыльными петрашевцами, ведь о них вот уже четыре года говорил весь Омск. Когда морозным январским днем 1850 года закованных в кандалы Достоев ского и Дурова доставили в Омский острог, юный Чокан учился в Сибирском кадетском корпусе. Среди преподавателей корпуса, кроме И. В. Ждан-Пушкина и А. Сулоцко- го, были такие люди, как поклонник идей Белинского Н. Ф. Костылецкий, друг Чер нышевского В. П. Лободовский, историк Гонсевский и другие. С некоторыми из сво их преподавателей Чокан находился в от ношениях дружеских, встречался с ними вне стен корпуса. И, разумеется, от них он хо рошо знал о томившихся в остроге Досто евском и Дурове. Потому и была столь же ланной первая встреча, которая стала нача лом большой и искренней дружбы. Они сразу же заинтересовались друг другом. Юный Чокан впервые видел настоя щего, даже довольно знаменитого писате ля. Достоевский же не мог не поразиться образованностью и умом молодого казаха. Каждый по-своему был незауряден, и оба понимали это. Вскоре после знакомства с Чоканом До стоевский уехал служить в полк. Своего но вого друга он увидел лишь через полтора года, когда тот по служебным делам при ехал в Семипалатинск. В этом городе они встречались еще несколько раз... А теперь о главном. О том, какое значе ние для Валиханова имело знакомство с До стоевским. О том. как повлиял на талант ливого казахского юношу великий писатель- психолог. 5 декабря 1856 года Чокан посылает Федору Михайловичу письмо из Омска в Семипалатинск: «Мне так приятны эти немногие дни, проведенные с Вами в Семипалатинске, что теперь только о том и думаю, как бы еще побывать у Вас. Я не мастер писать о чув ствах и расположении, но думаю, что это ни к чему. Вы, конечно, знаете, как я к Вам привязан и как я Вас люблю» И дальше, как бы между прочим, Чокан просит у своего старшего друга совета: «...Омск так противен со своими сплет нями и вечными интригами, что я не на шутку думаю его оставить. Как Вы думаете об этом? Посоветуйте, Федор Михайлович, как это устроить лучше...»1 Это был крик души. Чокан находился на перепутье. Он чувствовал, что военно-чинов ничья карьера — не его удел. Он уже познал страсть научного поиска, но не знал твердо, куда идти дальше. И Достоевский, измученный солдатчиной, сложностями личной жизни, издерганный и полубольной, очень чутко уловил всю важ ность этого письма. Прочитав его, он тотчас посылает Валг.ханову подробнейший ответ: «Письмо Ваше, добрейший друг мой, пе редал мне Александр Николаевич. Вы пи шете так приветливо и ласково, что я как будто увидел Вас снова перед собою. Вы пи шете мне, что меня любите. А я Вам объяв ляю без церемоний, что я в Вас влюбился. Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого вле чения, как к Вам, и бог знает, как это сде лалось. Тут бы можно много сказать в объяснение, но чего Вас хвалить! А Вы верно и без доказательств верите моей искренности, дорогой мой Валихан, да если б на эту тему написать десять книг, то ни чего не напишешь...» А затем в письме изложена целая жиз ненная программа, которой, по мнению До стоевского, следует придерживаться Вали- ханову: «...Вы пишете, что Вам в Омске скучно — еще бы! Вы спрашиваете совета: как посту пить Вам с Вашей службой и вообще с обстоятельствами. По-моему вот что не бросайте заниматься. У Вас есть много мате риалов. Напишите статью о Степи. Ее напе чатают (помните, мы об этом говорили). Всего лучше, если б Вам удалось написать нечто в роде своих записок о степном быте, Вашем возрасте там и т. д. Это была бы но вость, которая заинтересовала бы всех. Так было бы ново, а Вы конечно знали бы что писать (например, вроде Джона Теннера в переводе Пушкина, если помните). На Вас обратили бы .внимание и в Омске и в Пе тербурге. Материалами, которые у Вас есть, Вы бы заинтересовали собой Географическое общество... Лет через 7, 8 Вы бы м'огли так устроить судьбу свою, что были бы не обыкновенно полезны своей Родине. Наприм., не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей Родине просвященным ходатайством за нее у Рус ских. Вспомните, что Вы первый киргиз — образованный по европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав Вам и душу и сердце... Не смейтесь над моими утопическими соображе ниями и гаданиями о судьбе Вашей, мой дорогой Вали-хан. Я так вас люблю, что мечтал о Вас и о судьбе Вашей по целым дням. Конечно, в мечтах я устраивал и ле 1 «Чокан Валиханов в воспоминаниях совре менников», стр. 171.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2