Сибирские огни, № 011 - 1971
во и его обитатели» является то, что Досто евский вводит в нее совершенно новый тип рассказчика, который раньше не встречался в его произведениях. Повествование здесь ведется от имени одного из действующих лиц, являющегося не только наблюдателем событий, но и их участником. Таким повест вователем в «Селе Степанчиково» является Сергей, племянник Ростанева. Достоевский наделяет его (в отличие от рассказчика в повести «Дядюшкин сон») совершенно кон кретными чертами характера, определенны ми взглядами и убеждениями. Он не только рассказывает о происходящих событиях и своем участии в них, но и пытается оказать влияние на развитие действия и на поведе ние отдельных героев ' (прежде всего — на полковника Ростанева). Подобный тип по вествователя можно назвать «персонифици рованным» рассказчиком. Позднее такой по вествователь появится в романе «Унижен ные и оскорбленные» (Иван Петрович), в «Записках из Мертвого дома» (Александр Петрович Горянчиков), в романе «Бесы» (Г-в). Позиция героя-рассказчика в таком типе повествования гораздо ближе к автор ской позиции, нежели в произведениях с анонимным рассказчиком. Мало того, в ро мане «Униженные и оскорбленные» и в «За писках из Мертвого дома» Достоевский на деляет повествователя многими автобиогра фическими чертами. В повести «Село Степанчиково и его оби татели» Достоевский продолжает полемику с Гоголем. Но здесь он выступает не против традиций гоголевского творчества, а против реакционной сущности книги «Выбранные места из переписки с друзьями», ведет, если так можно выразиться, спор идеологический. Достоевскому в сибирский период жизни были еще во многом близки и дороги идеи, которые он исповедовал в юности (хотя от многих из них он уже отказался). Поэтому писатель критикует книгу Гоголя в основном с позиций Белинского, высмеивает именно те аспекты ее, которые в свое время подверг лись суровому осуждению со стороны вели кого критика. Достоевский разошелся с Бе линским в вопросе о революции, о самодер жавии и религии, но солидарен с ним в оцен ке крепостного права, реакционной идеоло гии славянофильства и т. д. Писатель выступает в своей повести не против Гоголя-художника, а против Гого- ля-моралиста, Гоголя-проповедника, кото рый в его сознании ассоциировался с обра зом Фомы Опискина. Так же, как и Фома, Гоголь, по мнению Достоевского, «выдумал себя» как «пророк», как «учитель жизни», и в этом их сходство. Недаром один из пер вых читателей повести, издатель журнала «Отечественные записки» А. Краевский, го ворил, что Фома напомнил ему «Н. В. Гого ля в грустную эпоху его жизни»43 Готовясь к возвращению в литературу, Достоевский много думал над формой своих будущих произведений. Уже в Сибири он понял, что отныне должен писать иначе: «Короче.— Быстрым рассказом,-—Юмори стично, кратко и с меткими выражениями». Эти принципы писатель и попытался вопло тить в сибирских повестях. В отличие от про изведений 40-х годов они написаны более лаконично, в них чувствуется стремление Достоевского занимательно построить сю жет, осложнить его введением острой интри ги, массовых сцен, бурных объяснений, не ожиданных развязок и т. п. Кроме того, в повестях «Дядюшкин сон» и «Село .Степан чиково» писатель, по удачному определению Н. М. Чиркова, впервые применил «форму драматизированного романа».44 Все это ско ро станет неотъемлемой частью композици онного построения всех больших романов Достоевского. Новым в сибирских повестях было и то, что писатель впервые обратился в них к изображению русской провинции («Дядюшкин сон») и' русской деревни («Се ло Степанчиково и его<обитатели»). Сибирские повести ” Достоевского, "при всех их недостатках, занимают важное ме сто в творчестве писателя, являются связую щим звеном между его ранними произведе ниями и большими романами, написанными после возвращения из сибирской ссылки. * * * Годы, проведенные в Сибири, оставили неизгладимый след в жизни и творчестве Достоевского, расширили его представления о жизни, позволили ему ближе познакомить ся с народом, заставили испытать на самом себе всю бездну унижений и оскорблений, которым может подвергнуться человек. Пе ред его глазами прошли сотни людей, и у каждого из них была своя судьба, свое горе, свои страдания. «Сколько я вынес с каторги народных типов, характеров!..— писал Д о стоевский брату.— Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего черного, горе мычного быта. На целые томы ..достанет».45 Действительно, материалов, собранных в Сибири, Достоевскому хватило на долгие годы. На их основе были созданы «Записки из Мертвого дома» и многие другие произ ведения писателя. Опубликовав повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский заявил о своем возвращении в литературу. И хотя оно про шло почти незамеченным и оказалось не совсем таким, как предполагал писатель,— он уверовал в свои силы, почувствовал се бя готовым к созданию новых произведений, которые позднее принесли ему всемирную известность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2