Сибирские огни, № 011 - 1971
нее получит у Достоевского дальнейшее углубление (например, в романе «Братья Карамазовы»), Хотя повесть «Дядюшкин сон» и писа лась, по словам самого писателя, с огляд кой на цензуру, тем не менее, Достоевский сумел коснуться в ней такого злободневного вопроса, как положение русского крестьян ства. В повести можно найти отголоски спо ров, которые велись вокруг подготавливав шейся тогда крестьянской реформы. Так, один из героев произведения, помещик Моз гляков, говорит о намерении отпустить сво их крестьян на волю, так как считает, что «надобно же что-нибудь сделать для века». Подобную же мысль высказывает и князь К. Конечно, это была только рисовка, и ниче го подобного ни Мозгляков, ни, тем более, князь делать не собирались, но сами факты говорят о том, что Достоевский знал о гото вящейся реформе и полемике вокруг нее. В повести отразился и тот панический страх, который испытывали дворяне перед своими крепостными. Князь К. с ужасом говорит, что кучер Феофил нарочно опроки нул сани и тем самым покушался на его жизнь. А лакей Лаврентий, по словам князя, «нахватался... каких-то новых идей. Отри цание какое-то в нем явилось ...Одним сло вом: коммунист в полном смысле слова». Читая повесть «Дядюшкин сон», мы чуть ли не на каждой странице встречаем знако мые ситуации, реплики, целые монологи. Кульминационная сцена, происходящая в доме Москалевой, перекликается с развяз кой «Ревизора»; финал повести Достоевско го в пародийном плане воспроизводит сцену бала из романа «Евгений Онегин»; молодя щийся князь К., рассказывая о том, что он был на «дружеской ноге» с Байроном и Бет ховеном, несомненно, утрированно повторя ет монолог Хлестакова; разглагольствова ния Марии Александровны о роли женщины в семье и обществе чрезвычайно близки к рассуждениям Гоголя, изложенным в главе «Чем может быть жена для мужа» книги «Выбранные места из переписки с друзья ми», и т. д. По мнению В. Кирпотина, чужие образы и ситуации Достоевский использует здесь «только как материал для водевиль ного построения».42 Это не совсем так. Дело в том, что к пародированию, например, го голевских образов писатель обращается, прежде всего, с целью поспорить с Гоголем, преодолеть влияние громадного таланта ве ликого реалиста, которое, как казалось Д о стоевскому, мешало ему найти самого себя, обрести свое собственное творческое лицо. Он хочет выработать не только свой стиль, но и свой взгляд на окружающий мир. К этому писатель стремился еще в 40-е го ды. Уже в повести «Бедные люди» он про бовал полемизировать с Гоголем, но делал это очень робко. И получилось так, что Достоевский не столько спорил с ним, сколь ко развивал и углублял его традиции. Те перь же, возвратясь в литературу после де сяти лет молчания, Достоевский преиспол нен желания заявить о себе как об ориги нальном и самобытном художнике. Однако» повесть «Дядюшкин сон» вряд ли можно считать творческим открытием писателя. В ней еще слишком сильны отголоски его- раннего творчества, а нарочитое стремление Достоевского пародировать в своей повести Гоголя, Пушкина и некоторых западно-ев ропейских писателей-романтиков помешало- ему создать произведение, достойное его таланта. Повесть «Село Степанчиково и его оби татели» — произведение более интересное, глубокое и оригинальное. Достоевский по пытался воплотить в нем результаты своих наблюдений и раздумий за последние годы. Кроме того, ему хотелось сделать так, что бы новое произведение было не только хо рошо написано, но и не повредило ему в- глазах правительства. Поэтому писатель,, как и в повести «Дядюшкин сон», стремится придать своему повествованию внешне до- еольно безобидный характер. Между тем в основе «Села Степанчикова» лежит мысль- весьма серьезная, а именно — может ли при вести к счастью и всеобщей гармонии доб рота и всепрощение? Почему подчас ни чтожные и невежественные люди, которые- ничего, кроме ненависти и омерзения, не мо гут вызвать у здравомыслящего человека,, вдруг оказываются в центре внимания, ста новятся вершителями многих судеб, облека ются неограниченной властью?.. Достоевский убежден, что возвышению ничтожных людей , подобных Опискину, способствуют прежде всего окружающие. Только с молчаливого согласия Ростанева и ему подобных Опискины превращаются в «пророков» и приобретают огромную власть над людьми. Вместе с тем, писатель отнюдь не хотел сказать, что торжество злых начал над силами добра неизбежно. Наоборот, в повести «Село Степанчиково и его обитате ли» отчетливо звучит мысль, осуждающая покорность и смирение. По мнению Достоев ского, только протест, пусть даже самый ограниченный, может если и не уничтожить, то хотя бы ограничить силы зла. Ведь толь ко взбунтовавшись, Ростанев сумел получить свое небольшое счастье: соединиться с лю бимой женщиной, против чего так возражал Фома. И хотя Опискин остался в Степанчи- кове, безраздельному его владычеству при шел конец. Сам Фома это отлично понимает и поэтому уже не позволяет себе так от кровенно глумиться над людьми, как раньше. В своих крупнейших произведениях Д о стоевский еще не один раз обратится к ха рактерам, в той или иной мере близким к образам Опискина и Ростанева. Отдельные черты Фомы Опискина нельзя не увидеть в Степане Трофимовиче Верховенском («Бе сы») и в Федоре Павловиче Карамазове («Братья Карамазовы»), а черты характера «положительно прекрасного человека», по добного Егору Ильичу Ростаневу, отчетливо проступают в образе князя Мышкина («Идиот»), Особенностью повести «Село Степанчико-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2