Сибирские огни, № 011 - 1971

в более тщательной разработке и т. д. и т. п. И так могло продолжаться до бесконечно­ сти. Но в конце концов наступало время, когда все-таки надо было писать. Тогда и начиналась та изнурительная и интенсивная работа, на которую так часто жаловался писатель, но которая в конечном итоге при­ носила свои плоды. Вот эта особенность творческой индиви­ дуальности Достоевского в какой-то мере объясняет, почему писатель, несмотря на обилие замыслов (и даже возможность пи­ сать, после того как он стал офицером), долгое время не пытался воплотить ни один из них в нечто цельное и законченное. Не было срока, не было уверенности, что его произведение увидит свет. Работа началась только тогда, когда Достоевский получил конкретный заказ — написать произведения для журналов «Русский вестник»39 и «Рус­ ское слово». Это были повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитате­ ли», ставшие заметной вехой в творческом развитии писателя. * * * Много лет спустя после возвращения из сибирской ссылки, отвечая на предложение сделать инсценировку повести «Дядюшкин сон», Достоевский говорил: «Я написал ее (повесть.— Н. Як.) тогда в Сибири, в пер­ вый раз после каторги, единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужас­ но опасаясь цензуры (как к бывшему ссыль­ ному). А потому невольно написал вещицу голубиного незлобия и замечательной невин­ ности».40 Оценка, как видим, весьма сурова. По­ весть действительно оказалась во многих отношениях слабой и прошла, по существу, незамеченной. И это понятно. На фоне ве­ ликолепных произведений русских писате­ лей, которые появились после 1856 года (ро­ маны Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо», «Обломов» Гончарова, трилогия Л. Н. Толстого, «Губернские очерки» Сал­ тыкова-Щедрина и др.), новая повесть Д о­ стоевского выглядит весьма скромно. К повести «Село Степанчиково и его обитатели» писатель относился иначе. Он сам говорил, что вложил в нее «свою плоть и кровь» и нарисовал там «два огромных типических характера, с о зд а ва ем ы х и за п и ­ сы ваемы х пять лет, обделанных безукориз­ ненно...'— характеров вполне русских и пло­ хо до сих пор указанных русской литерату­ рой».41 Однако и эта повесть не получила широкого общественного резонанса и не вызвала интереса у читателей. Объяснялось же это тем, что Достоев­ ский в своих новых произведениях слишком уж робко затрагивал те вопросы, которыми жило русское общество накануне отмены крепостного права. Читающей публике по­ казалось, что писатель намеренно уходит от решения основных проблем общественной жизни, старается говорить о вещах для того времени малоинтересных и даже ненужных. Кроме того, современники писателя не уви­ дели в сибирских повестях Достоевского принципиально нового, что отличало бы их от его произведений 40-х годов. Между тем повести, написанные в Сиби­ ри, весьма примечательное явление в твор­ ческом наследии писателя. Они логически продолжают и развивают поиски раннего Достоевского, открывают собой новый этап в его писательской деятельности. Повесть «Дядюшкин сон», на первый взгляд, производит впечатление невинного комического рассказа. Но при внимательном чтении нельзя не заметить, что писатель за­ трагивает в ней и многие важные проблемы. Основное внимание автора сосредоточено, прежде всего, на создании выразительной галереи обитателей города Мордасова. Пе­ ред читателем проходят образы провинци­ альной «львицы», виртуоза интриги Марии Александровны Москалевой; ее мужа Афа­ насия Матвеевича; прокурорши Анны Ни­ колаевны Антиповой, злейшего врага и веч­ ной соперницы Марий Александровны; пол­ ковницы Софьи Петровны Фарпухиной, мордасовской «ходячей газеты», и т. д. Все эти люди ненавидят друг друга и ведут ожесточенную борьбу за право считаться главной личностью Мордасова. Для них нет ничего святого. Все возвышенные чувства — благородство, любовь, бескорыстие — они считают романтическим бредом. Только бо­ гатство, знатность, ~чины имеют в глазах мордасовцев реальную ценность. Именно поэтому князь К., дряхлый и выживший из ума старик, становится в этом обществе центром внимания и всеобщего поклонения. Всему этому страшному миру пошлости, лжи и лицемерия Достоевский противопо­ ставляет образ дочери Марии Александров­ ны — Зины. Ей душно среди людей, которые ее окружают, ей претит дух стяжательства и мелочных интересов, царящий вокруг. Она всеми силами стремится вырваться из этой среды, но как это сделать, Зина не знает и, в конце концов, сдается, становясь очередной жертвой страшного мира произ­ вола и корысти. Создавая образ Зины Мо­ скалевой, Достоевский затрагивает очень важную тему, намеченную еще в повести «Бедные люди», а затем продолженную и углубленную в романах, написанных позд­ нее’— тему оскверненной и поруганной красоты. Особое место в повести занимает рас­ сказчик, от имени которого ведется повест­ вование. Писатель ничего не говорит о том, кто он, чем занимается, каково его общест­ венное положение. Это лицо анонимное, «скрытое». Сам рассказчик называет себя просто «мордасовцем». Но его манера гово­ рить, оценки, которые он дает окружающим, ирония, пронизывающая его рассказ, выда­ ют в нем незаурядную личность, умного и тонкого наблюдателя, стоящего на голову выше тех, о ком он повествует. Позиция рас­ сказчика в чем-то сродни позиции самого автора. Подобный тип повествователя позд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2