Сибирские огни, № 011 - 1971
в более тщательной разработке и т. д. и т. п. И так могло продолжаться до бесконечно сти. Но в конце концов наступало время, когда все-таки надо было писать. Тогда и начиналась та изнурительная и интенсивная работа, на которую так часто жаловался писатель, но которая в конечном итоге при носила свои плоды. Вот эта особенность творческой индиви дуальности Достоевского в какой-то мере объясняет, почему писатель, несмотря на обилие замыслов (и даже возможность пи сать, после того как он стал офицером), долгое время не пытался воплотить ни один из них в нечто цельное и законченное. Не было срока, не было уверенности, что его произведение увидит свет. Работа началась только тогда, когда Достоевский получил конкретный заказ — написать произведения для журналов «Русский вестник»39 и «Рус ское слово». Это были повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитате ли», ставшие заметной вехой в творческом развитии писателя. * * * Много лет спустя после возвращения из сибирской ссылки, отвечая на предложение сделать инсценировку повести «Дядюшкин сон», Достоевский говорил: «Я написал ее (повесть.— Н. Як.) тогда в Сибири, в пер вый раз после каторги, единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужас но опасаясь цензуры (как к бывшему ссыль ному). А потому невольно написал вещицу голубиного незлобия и замечательной невин ности».40 Оценка, как видим, весьма сурова. По весть действительно оказалась во многих отношениях слабой и прошла, по существу, незамеченной. И это понятно. На фоне ве ликолепных произведений русских писате лей, которые появились после 1856 года (ро маны Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо», «Обломов» Гончарова, трилогия Л. Н. Толстого, «Губернские очерки» Сал тыкова-Щедрина и др.), новая повесть Д о стоевского выглядит весьма скромно. К повести «Село Степанчиково и его обитатели» писатель относился иначе. Он сам говорил, что вложил в нее «свою плоть и кровь» и нарисовал там «два огромных типических характера, с о зд а ва ем ы х и за п и сы ваемы х пять лет, обделанных безукориз ненно...'— характеров вполне русских и пло хо до сих пор указанных русской литерату рой».41 Однако и эта повесть не получила широкого общественного резонанса и не вызвала интереса у читателей. Объяснялось же это тем, что Достоев ский в своих новых произведениях слишком уж робко затрагивал те вопросы, которыми жило русское общество накануне отмены крепостного права. Читающей публике по казалось, что писатель намеренно уходит от решения основных проблем общественной жизни, старается говорить о вещах для того времени малоинтересных и даже ненужных. Кроме того, современники писателя не уви дели в сибирских повестях Достоевского принципиально нового, что отличало бы их от его произведений 40-х годов. Между тем повести, написанные в Сиби ри, весьма примечательное явление в твор ческом наследии писателя. Они логически продолжают и развивают поиски раннего Достоевского, открывают собой новый этап в его писательской деятельности. Повесть «Дядюшкин сон», на первый взгляд, производит впечатление невинного комического рассказа. Но при внимательном чтении нельзя не заметить, что писатель за трагивает в ней и многие важные проблемы. Основное внимание автора сосредоточено, прежде всего, на создании выразительной галереи обитателей города Мордасова. Пе ред читателем проходят образы провинци альной «львицы», виртуоза интриги Марии Александровны Москалевой; ее мужа Афа насия Матвеевича; прокурорши Анны Ни колаевны Антиповой, злейшего врага и веч ной соперницы Марий Александровны; пол ковницы Софьи Петровны Фарпухиной, мордасовской «ходячей газеты», и т. д. Все эти люди ненавидят друг друга и ведут ожесточенную борьбу за право считаться главной личностью Мордасова. Для них нет ничего святого. Все возвышенные чувства — благородство, любовь, бескорыстие — они считают романтическим бредом. Только бо гатство, знатность, ~чины имеют в глазах мордасовцев реальную ценность. Именно поэтому князь К., дряхлый и выживший из ума старик, становится в этом обществе центром внимания и всеобщего поклонения. Всему этому страшному миру пошлости, лжи и лицемерия Достоевский противопо ставляет образ дочери Марии Александров ны — Зины. Ей душно среди людей, которые ее окружают, ей претит дух стяжательства и мелочных интересов, царящий вокруг. Она всеми силами стремится вырваться из этой среды, но как это сделать, Зина не знает и, в конце концов, сдается, становясь очередной жертвой страшного мира произ вола и корысти. Создавая образ Зины Мо скалевой, Достоевский затрагивает очень важную тему, намеченную еще в повести «Бедные люди», а затем продолженную и углубленную в романах, написанных позд нее’— тему оскверненной и поруганной красоты. Особое место в повести занимает рас сказчик, от имени которого ведется повест вование. Писатель ничего не говорит о том, кто он, чем занимается, каково его общест венное положение. Это лицо анонимное, «скрытое». Сам рассказчик называет себя просто «мордасовцем». Но его манера гово рить, оценки, которые он дает окружающим, ирония, пронизывающая его рассказ, выда ют в нем незаурядную личность, умного и тонкого наблюдателя, стоящего на голову выше тех, о ком он повествует. Позиция рас сказчика в чем-то сродни позиции самого автора. Подобный тип повествователя позд-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2