Сибирские огни, № 011 - 1971
виться перед читающей публикой с произве дением во всех отношениях безукоризнен ным и зрелым, хотелось, чтобы о нем сразу заговорили, сразу обратили на него внима ние. Насколько серьезно он думал об этом, свидетельствуют весьма примечательные суждения писателя, которые мы найдем в письме к А. Н. Майкову. «Идеи смолоду так и льются,— писал Достоевский,— не всякую же подхватывать на лету и тотчас выска зывать, спешить высказываться. Лучше подо ждать... пока многое мелкое, выражающее одну идею, соберется в одно большое, в один крупный, реальный образ, и тогда вы ражать его. Колоссальные характеры, соз даваемые колоссальными писателями, часто создавались и вырабатывались долго и упорно. Не выражать же все промежуточные пробы и эскизы?»32 Этот «крупный, реальный образ» далеко не сразу выкристаллизовался в творческом воображении писателя из огромного количе ства наблюдений, материалов. В сознании Достоевского возникает один замысел про изведения за другим, и это мешает ему со средоточиться на каком-то одном. Известно, например, что еще на каторге Достоевский обдумывал «большую повесть» и что, живя в Семипалатинске, работал над ней, но по том отложил «в сторону», так как, по сло вам писателя, «нужно более спокойствия духа».33 Вслед за этим Достоевский говорит о возникновении у него замысла «комическо-’ го романа». «Роман мой,— писал он брату,— влек меня к себе. Это сочинение очень боль шое. Роман комический, началось с шуточ ного и составилось то, чем я доволен. Будут очень и очень хорошие вещи в нем».34 Вско ре определение «комический» исчезает, и свой замысел писатель стал называть «боль шим» романом. Одновременно Достоевский начинает по немногу систематизировать и записывать свои воспоминания о страшных годах, прове денных в стенах «Мертвого дома». «В часы, когда мне нечего делать,— пишет он в пись ме к А. Н. Майкову,— я кое-что записываю из воспоминаний моего пребывания в ка торге, что было полюбопытнее».36 К этому времени Достоевский ведет пе реговоры с редакциями журналов «Русский вестник» и «Русское слово» о напечатании своих произведений. Он решает выделить из своего «большого» романа «эпизод вполне законченный, сам по себе хороший, но вре дящий целому». Этот эпизод превратился в конце концов в повесть «Дядюшкин сон», которая была опубликована в журнале «Русское слово» (1859, март). Тогда же Достоевский возвращается к замыслу «боль шой» повести, которую обдумывал еще на каторге, и создает повесть «Село Степанчи- ково и его обитатели». Напечатана она была после долгих мытарств в журнале «Отечест венные записки» (1859, ноябрь и декабрь). Среди других замыслов, возникших у Достоевского во время пребывания в Си бири, можно назвать «повесть небольшую» и «роман из петербургского быта, вроде «Бедных людей». «Обе эти вещи,— сообщал писатель брату,— были давно мною нача ты и частию написаны...»36 О какой повести говорит Достоевский, сказать трудно. Что же касается «романа из петербургского бы та», то это, вероятнее всего, роман «Уни женные и оскорбленные». Судя по письмам, во время пребывания в Сибири Достоевский работал еще над ро маном о человеке, «которого высекли и ко торый попал в Сибирь», а также над рома ном «со страстным элементом». Этот послед ний роман писатель хотел объединить с «исповедью-романом», который задуман «в каторге, лежа на нарах, в тяжелую ми нуту грусти саморазложения»37. Да, замыслов было много. Одни из них вот-вот готовы были вылиться в закончен ные произведения, другие — оформлялись в виде заметок и набросков, третьи — так и остались лишь в творческом воображении писателя. Самым серьезным образом обдумывая свое возвращение в литературу, Достоев ский был преисполнен желания работать спокойно и сосредоточенно. Он со страхом вспоминал свою зависимость от редактора журнала «Отечественные записки» А. Краев- ского, для которого вынужден был писать наспех, писать даже тогда, когда работа не шла и ему с трудом удавалось заставить себя сесть за стол. Теперь писатель решает не связывать себя никакими предваритель ными обязательствами: «На заказ писать не буду никогда, клятву дал». Но обстоятель ства сложились так, что Достоевский вновь вынужден вести переговоры с редакторами разных журналов в надежде получить аванс, а получив его, готов запродать свое перо чуть ли не на несколько лет. «И всю-то я жизнь буду писать из-за денег! — с горечью сообщает он брату.— Да хоть бы я имел даже сильный талант, и тот пропадет в этой тоске».38 В том, что Достоевскому всю жизнь при ходилось работать, вечно торопясь и опаз дывая, виновато, на наш взгляд, не только его стеснённое материальное положение. Это было свойством натуры писателя, его ха рактера и темперамента. Чрезвычайно взы скательный и требовательный к себе, Досто евский никогда до конца не был удовлетво рен тем, что выходило из-под его пера. И это — несмотря на то, что, прежде чем на чать писать, он много раз мысленно вновь и вновь обращался как к замыслу произве дения в целом, так и к отдельным его ча стям. Работа не прекращалась даже тогда, когда произведение было уже почти закон чено. А между тем сроки поджимали. Вот и приходилось торопиться, спешить. Если же не было необходимости срочно сдавать произведение редактору или изда телю, Достоевский не писал. Ему казалось, что замысел произведения еще недостаточ но глубоко продуман, что мысль, которая должна лежать в основе нового романа или повести, проявлена недостаточно четко, что некоторые характеры и эпизоды нуждаются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2