Сибирские огни, № 011 - 1971

«м илости». К о р о н ац и я А л ек сан д р а II, к о то ­ р а я д о л ж н а бы ла со сто яться летом 1856 го­ д а, н ато л к н у л а его на мы сль, п одобно д р у ­ гим л и тер ато р ам , о б р ати ть ся к ц арю со сти х о тво р н ы м п ослан и ем . П ри этом Д о с то е в ­ ский н а д е я л ся п олучи ть оф иц ерский чин, которы й сви д етел ьств о в ал бы о полном прощ ении и п о зво л ял вы йти в о тставк у , а к р о м е того, р а зр еш ал п еч атать свои п р о и з­ веден и я. Н о во е сти х о тво р ен и е Д о сто евск о го «У м олкла гр о зн ая война» в ы д е р ж а н о в д у ­ хе п олитической д ек л ар ац и и . П и сател ь п р о ­ с л а в л я е т в нем н ового и м п ер ато р а и новую эп оху, к о то р а я д о л ж н а н аступ и ть после в сту п л ен и я на престол А л ек сан д р а II. О б р а ­ щ ая сь к Х ри сту, Д о сто евск и й просит его б л аго сл о в и ть ц а р я и освети ть Р оссию « све­ том и лю бовью ». В се это не бы ло ни новы м , ни о р и ги н ал ь­ ным и на ты сячу л ад о в п ер еп евал о сь м н о ги ­ ми газе та м и и ж у р н ал а м и то го врем ени. П р о и звед ен и е Д о сто евск о го , по сущ еству , бы ло п роп ето с ч уж о го го ло са. И , тем не м енее, бы ло бы ош и бкой с ч и тать с ти х о тв о р е­ ние «У м о л кл а г р о зн а я вой н а» то л ь к о дан ью м оде. П и сател ь н есом н енн о р а зд е л я л те н ад еж д ы , к о то р ы е в о зл а га л и на нового ц а р я м ногие слои р усского о бщ ества. В п и сь­ ме к В р ан гелю Д о сто евск и й го во р и л, н а ­ прим ер: «Вы пиш ете, что все л ю б я т ц ар я . Я сам о б о ж а ю его».23 С ти х о тво р ен и е «У м олкла г р о зн а я война» бы ло бл аго ск л о н н о встр ечен о в П етер б у р ге, и х о тя р азр еш ен и я на его п еч атан и е п и са­ тел ь не получил, вск о р е п о сл ед о вал о « вы со­ чайш ее повелен и е о п р о и зво д стве унтер- оф и и ер а Д о сто ев ск о го в п р ап орщ и ки ».24 С и би рски е стихи Д о сто евск о го бы ли н а ­ писаны в ж ан р е то р ж ествен н о й оды , в о з­ р о ж д ен н о й о ф и ц и альн о й л и тер ату р о й 50-х го до в п р ош лого век а. О ни м н огословны и и зо би л ую т огром н ы м ко л и чество м с л а в я н и з­ м ов, вы сп рен н ы х в ы р аж ен и й , в о ск л и ц ател ь­ ны х ин тон ац и й , ри тори чески х вопросов. С о зд а в а я свои сти х о тво р ен и я, о пальны й п и сател ь во м ногом о т та л к и в ал с я от поэ­ ти ческой м ан еры Д е р ж а в и н а , п р о и звед ен и я к о то р о го в те годы н астой ч и во к у л ь ­ ти в и р о в ал и сь л и т ер а то р а м и п р ав и тел ьств ен ­ ного л аге р я . С тихи у Д о сто ев ск о го п олучи ­ ли сь х о л о дн ы м и и рассудочн ы м и . Н ет в них ни сер ьезн ы х мы слей, ни глу б о к и х чувств. Н ед ар о м М . М . Д о сто евск и й (к стати , очень н еплохой п оэт и п ер ево д чи к ) в одн о м из писем в С и б и рь п и сал б р а ту : « Ч и тал твои стихи и н аш ел их очен ь п лохим и . С тихи не т в о я сп ец и альн о сть» .25 Э то, конечно, п он им ал и сам Д о сто евск и й . С тихи его, вн е всяк о го сом н ен и я, бы ли н а ­ пи саны л иш ь с одн ой ц елью — и с х о д а та й ­ с тв о в ать себе прощ ен ие. О н м еч тал в ер н у ть ­ ся на р о д и н у и п о л у ч и ть в о зм о ж н о сть п и сать и п ечататься. * * * «Н е м огу в ам в ы р ази ть ,— п и сал Д о с то е в ­ ски й А. Н . М ай к о ву ,— ско л ьк о я м ук п ре­ тер п ел о ттого, что не мог в к ато р ге пи сать. А м еж д у тем вн у тр ен н яя р аб о та к и п ел а. К ое-что вы х о ди л о хорош о, я это ч у вство ­ вал » .26 Т во р ч еск ая мы сль п и сател я п р о д о л ­ ж а л а р а б о та т ь и после того, к ак за спиной о стал и сь стр аш н ы е стены О м ской к ато р ж н о й тю рьмы . Ни на м инуту не п ер естает вери ть Д о сто евск и й в свой т ал ан т, в то, что он м о­ ж е т и б у д ет пи сать. «Я у б еж д ен , что у м еня есть т ал а н т и что я м огу н ап и сать что-ни­ будь хорош ее»,27— до вер и тел ьн о говори т пи­ сател ь своем у б р а ту в одном из писем. Е го м учит оби ли е м атер и ал а, н ако п и вш его ся за п осл ед н и е годы . Н о с чего н ачать, с каки м п рои звед ен и ем вн о вь п р ед стать после м ногих л ет м о л ч ан и я п еред чи таю щ ей публи кой? Д о сто евск и й н ад ея л ся , что х о ть одн о из его сти хотворен и й , б у д ет оп у б ли ко ван о , но он и т а к и не у ви дел и света. Он за д у м а л п у б ли ­ ци стическую ста','м о о Р осси и , к о то р а я д о л ж ­ на бы ть н ап и сан а к ак «чисто -политический п ам ф л ет» , но д ал ьш е зам ы сл а д ел о не пош ло. Н а б л ю д а я за р азви ти ем л и тер ату р н о й ж и зн и России, Д о сто евски й м ечтает в ы ск а ­ за т ь свои су ж д ен и я о ней. В письм е к А. Е. В р ан гелю п и сатель говори т, что р а б о тает н а д стать ей «П и сьм а об искусстве». « С татья м о я,— пи сал он,— п лод десяти л етн и х о б д у ­ м ы ваний... Б у д е т много о ри ги н альн ого, го ­ рячего. З а и злож ен и е ручаю сь. М о ж ет бы ть, во м ногом со мною бу д у т не согласны м но­ гие. Н о я в свои идеи верю , и то го д о в о л ь ­ но... В некоторы х гл а в ах ц еликом бу д у т стран и ц ы из п ам ф л ета. Э то, собствен но, о н азначени и х р и сти ан ства в искусстве».28 Э та стать я т а к ж е не бы л а н ап и сан а. П о здн ее Д о сто евск и й п р ед п о л агал вы сту ­ пить с целой серией статей , п освящ ен ны х соврем ен ном у состоян ию русской л и т ер а ту ­ ры. Э том у зам ы сл у т а к ж е не су ж д ен о бы ло о сущ естви ться. В письм е к б р а т у от 3 н о я б ­ ря 1857 года п и сатель со о бщ ал : «Х отел бы ло я, под рубри кой «П и сем из провинции», н а ­ чать р я д сочинений о соврем ен ной л и т ер а ту ­ ре, у м еня на это т счет м ного зап и сан н о го , и знаю , что я о б р ати л бы на себ я вн им ан и е. И что ж е: за н едо статк о м м ат е р и ал а , т. е. ж у р н ал о в за последнее д есяти л ети е,— о с т а ­ н ови лся».29 М ечта н ап и сать серию л и тер ату р н ы х статей не о ста в л я л а Д о сто евск о го . С п устя го д он сн ова пиш ет б р ату : «...У м ен я за п и с а ­ но и н абр о сан о н есколько л и тер ату р н ы х статей ... Н. прим, о современных поэтах, о статистическом, н ап р авлен и и литературы, о бесп олезн ости направлений в искусстве».30 И н тересно, что именно с п у б ли кац и и л и ­ тер ату р н о -к р и ти ч еск и х статей Д о сто евск и й п р ед п о л агал возо бн о ви ть свою п рерван н ую ар есто м п и сательскую д еятел ьн о сть. Он д у ­ м ал , что во звр ащ ен и е в л и тер ату р у лучш е о зн ам ен о в ать «серьезн ой статьей (об и ску с­ стве) и на нее просить р азр еш ен и е п еч атать; ибо на р о м ан д о сих пор с м о тр я т к ак на п у стяк и » .31 И все-так и случи лось так , что Д о сто евск и й вы ступил п еред чи тател ям и не к а к кр и ти к, а в своей подли нной роли, роли п р о заи к а. К онечн о ж е, Д о сто ев ск о м у х отелось п о я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2