Сибирские огни, № 011 - 1971
тер и зую щ и е ж и зн ь к ато р ги , ее н р авы и обы чаи. У ж е в п ервы е дн и ж и зн и в О м ском о стр о ге Д о сто ев ск о го п о р ази л у ди ви тел ьн о пестры й со ц и ал ьн ы й и н ац и он альны й со став к ато р ж н и к о в . Он встрети л т ам и д в о р ян , и кр еп о стн ы х кр естьян , и м ещ ан. А ср е ди них бы ли не то л ь к о русскиё, но и у к р а инцы , и п о л яки , и татар ы , и д а ж е к а в к а з ски е горцы . П и сател ь вн им ательн о п р и сл у ш и в ал ся к их р азго в о р ам , к м ан ер е и з л а гат ь свои мы сли, а н аи более о б р азн ы е вы р а ж е н и я и обороты зап о м и н ал и, к о гд а п р е д с та в л я л а с ь во зм ож н о сть, зап и сы вал . Н ем ал о в «С ибирской тетр ад и » зап и сей , в к о то р ы х во всей своей н еп р и гл ядн о сти р аск р ы в аю тся сам ы е р а зл и ч н ы е стороны ж и зн и каторги . З н ач и тел ьн о е м есто зан и м аю т зар и со вк и сцен о стр о ж н о й ж и зн и , тю рем ны е леген ды и притчи... Б о л ьш и н ство из них, почти без всяк и х изм енений, бы ло вклю чено п о здн ее Д о сто евск и м в « З ап и ск и из М ер тво го д о м а». Э то н а в о д и т на м ы сль о том , что «С и би рскую тетр ад ь » м ож н о в и звестн о м см ы с л е сч и тать первы м , сам ы м ран н и м черновы м н абр о ск о м зн ам ен и то й книги п и сател я. В едь если с о п о стави ть общ ий о б ъ ем сибирской зап и сн ой к н иж к и с ко л и чество м за и м с тв о в ан н о го о тту д а м ат е р и ал а д л я « З ап и со к из М ер тво го д о м а» , то о к аж е тс я , что т у д а во ш л о б о л ее полови ны всей тетр ад и . Х отя, конечно, д а л ек о не все со б р ан н о е и им ею щ ее о тн ош ен и е к к ат о р ж н о й ж и зн и и сп оль зо в а л Д о сто евск и й в сво ем п р ои звед ен и и . О н за и м с тв о в ал д л я него то л ь к о сам о е я р к о е и х ар ак тер н о е. В м есте с тем , бы ло бы неверн о счи тать «С ибирскую тетр ад ь » сбо р н и ко м м а т е р и а лов, им еющ их отн ош ен и е то л ь к о к като р ге, к о стр о ж н о й ж и зн и . Т ам мы н ай дем м н о ж е ство зап и сей сам о го р азл и чн о го х а р ак т ер а : д и ал о го в, песен, частуш ек, п ослови ц и п о го во р о к . О ни п освящ ены сам ы м разли чн ы м с то р о н ам ж и зн и , о тр ази л и м ногие черты р у сск о го н ац и о н ал ь н о го х а р а к т е р а . Д о с т о евски й о тню дь не с тав и л перед собой цели со б р ат ь их к ак м о ж н о больш е. Он вклю чал в «С ибирскую т етр ад ь» то л ь к б те, к о торы е чем -то заи н те р ес о ва л и его. П у б л и к о в а т ь в о ш едш и е т у д а м атер и ал ы п и сател ь не н ам е р евал ся , т ак к ак сч и тал р аб о ту по сбору п рои звед ен и й устн ого н ар о дн о го тво р ч ества д ел о м серьезн ы м , требую щ им сп ец и альн ы х зн ани й, к о то р ы х у него не бы ло. И все-таки , хо тел он это го или не х о тел , «С и б и р ская тетр ад ь » п р е в р ати л а сь в ценнейш ий сборник п осл о ви ц и п о го во р о к, к о то ры й не в п р аве и гн о р и р о вать ни оди н и ссл ед о вател ь у ст ного н ар о д н о го тво р ч ества. С л ед у ет о тм ети ть, что бо л ьш и н ство з а писей, внесенны х в «С ибирскую тетр ад ь» , Д о сто евск и й п оздн ее без к ак и х -л и б о с ущ е ствен ны х изм енений перен ес в свои п р о и з вед ен и я, н ап и сан н ы е после в ы х о д а с к а т о р ги. О собен н о м ного их в повести «С ело С теп ан ч и ко во и его о би тател и » и в « З а п и сках из М ер тво го до м а» . О тдельны е вы р аж ен и я , п очерп нуты е из сибирской зап и сн ой к н и ж к и , м о ж н о в ст р е ти ть т а к ж е в р о м ан ах «П р есту п л ен и е и н ак азан и е» , «И д и от», «Бесы », «П о д р о сто к » и « Б р а ть я К ар ам азо в ы » . В се это го во р и т о том , что «С и б и р ская тетр ад ь» бы л а д л я п и сател я в аж н ы м исто ч ником сло весн о го м атер и ал а, б о гатство к о торого п ом огло ем у позднее в о ссо зд ать я р к и е кар ти н ы о стр ож н о го бы та, н ар и со вать вы р ази тел ьн ы е х ар ак т ер ы героев м ногих прои зведен и й . * * * П о к и д ая О м ский острог, Д о сто евск и й п он им ал, что за четы ре го да, п роведенны е на к ато р ге, в л и тер ату р е м ногое д о л ж н о б ы ло перем ен и ться. И дей стви тельн о , за это- вр ем я п ояви ли сь н овы е им ена, новы е идеи в о л н о вал и теп ер ь чи тающ ую публику. П и сател ь спеш ит н авер стать упущ ен ное. Он ж а д н о чи тает все, что п о п ад ается ем у п од руку: новейш ую периоди ческую л и те р ату р у , п ро и звед ен и я зн ак о м ы х и н е зн а к о мы х авто р о в, п р о см атр и вает ж у р н ал ы за п оследние годы . «...Я н ач ал п р о ч и ты вать всю нап и сан н ую за п ять л ет л и тер ату р у » ,9 — всп ом и н ал позднее Д осто евски й . Н о этого ем у к а ж е т с я м ало, и он просит б р а та п р и сл а т ь ем у сочинения К а н та и Г егел я, к н и ги «европ ей ских истори ков, эко н о м и сто в, святы х отцов, по во зм о ж н о сти всех д р евн и х (Г ер о д о та, Ф у ки ди та, Т ац и та, П л и н и я, Ф л а вия, П л у тар х а, Д и о д о р а и т. д .). Н ак о н ец , К о р ан и Н ем ец кий Л ек си к о н » .10 «Н о все- так и нет книг и д а ж е н у ж н ы х кн и г,— ж а л о в ал с я Д о сто евск и й п оэту А. Н. М а й к о ву,— а врем я у х о д и т» .11 Д остоевски й п робует н ач ать п и сать. Н о в первы е годы ссы лки р а б о та е т б есп о р яд о ч но, уры вкам и : м еш ает н еп ри вы чн ая к а з а р м ен ная о бстан о вк а, н еп о си л ьн ая д л я б о л ь ного п и сател я с о л д ат ск а я с л у ж б а и, н а к о нец, отсутстви е связи с л и тер ату р н о й средой. В течение первы х тр ех л ет после вы х о да из к ато р ги Д о сто евск и й ничего зак о н ч ен н о го т ак и не н ап и сал (если не сч и тать его м ногочисленны х писем и ц и кл а сти х о тв о р е ний, н аписанны х с целью и с х о д атай ств о вать себе п о м и л о ван и е). К ак и м ногие русские пи сатели, Д о с то е в ский серьезн о отн оси лся к п ереп иске, к о то рую всегда вел с очень обш ирны м кругом лю дей. В сибирский период своей ж и зн и пи сат ел ь о ж и вл ен н о о б м ен и вал ся п осл ан и ям и со старш им бр ато м М . М . Д о сто евск и м , со своим при ятелем А. Е. В р ан гел ем , М . Д . И саевой , ставш ей п о здн ее его ж еной , с п етраш евц ем А. Н. П л ещ еевы м , с ж ен ам и д ек аб р и сто в Н. Д . Ф онви зи н ой и П. Е. А н ненковой и др . В этих п и сьм ах н аш ли о т р аж ен и е м ногие ф ак ты из ж и зн и п и сател я в С ибири, а т а к ж е вопросы , свя зан н ы е с ф о р м и рованием его м и р о во ззр ен и я в этот пе риод. П и сьм а д а в а л и в о зм о ж н о сть Д о с то е в ско м у хоть в к ак о й -то м ере п о ч у в ство в ать себя сн ова пи сателем , п о м огали более чет ко с ф о р м у л и р о в ать новы е в о ззр ен и я, и зл о ж и ть на бу м аге свои сом н ен ия и к о л еб ан и я ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2