Сибирские огни, № 011 - 1971
единственным путем для грузовых и пасса жирских перевозок в Сибирь. Хотя, пользу ясь словами А. Сибирякова, «как бы ни бы ло важно значение Великой сибирской же лезной дороги, но задачи ее и водяных со общений в Сибири не тождественны. Она только дополняет последние, но не исключа ет их; самые необходимые продукты и ма териалы, требующие для пользования ими и сбыта возможно дешевый способ сообще ния, таковой найдут только в водяных со общениях по великим сибирским рекам». Хоть и витиевато, а правильно сказано. Ибо проблема эта и до сих пор не решена Перегруженная и ограниченная в радиусе действия транссибирская магистраль зады хается от огромного количества грузов, и «странно было бы не пользоваться — тем, чем нас наделила так щедро сама природа». Последние слова взяты из той же статьи, опубликованной три четверти столетия назад. * * * Шли годы, а строительство важного для Сибири водного пути так и оставалось неза вершенным. Окончательно разуверившись в Кеть-Касовском варианте, министерство пу тей сообщения (видимо, уже в новом соста ве) предпринимает несколько попыток ис следования междуречья, но начавшаяся вскоре империалистическая война надолго отодвинула проблему Обь-Енисейского ка нала. В 1918 году, как мы уже знаем, по кана лу безуспешно пытались провести пароход «Первый», а в 1921 году Обь-Енисейский путь официально был закрыт. По нему-то нам и предстояло пройти на современных быстроходных лодках. Чем встретит нас канал? Что от него ос талось? Ведь все постройки были сделаны из дерева, и многие могли бы скоро отме чать столетний юбилей. Такой срок не вся кое строение из кирпича и камня выдержит. Да и пройдем ли мы вообще? Пока у нас нет ни проводника, ни сколько-нибудь точных данных о канале, кроме почти твер дой уверенности, что в конце июля наши лодки будут на нем бесполезной обузой. С такими мыслями и с таким настроени ем вошли мы в устье речки Озерной и, ла вируя между мелями, на самых малых обо ротах взяли курс на поселок, само название которого — Усть-Озерное — говорило о его географическом положении. И ВСЕ-ТАКИ — В ПУТЬ! Лучший способ распугать все живое на десять километров в округе — продвигать ся по таежной реке на лодке с подвесным мотором «Вихрь». На бесконечных мелях, сталкиваясь с донными корягами, он издает невыносимые, душераздирающие звуки. — Выдра копалась,— фиксирует наш проводник Юра Васильев, кивая на разры тый берег — Медведь купался, ишь как кусты примял. Должно, матерый. — Сохатый реку переплыл. Здесь вы брался. Обрыв, что трактор, разбуровил. Ни сохатого, ни выдры, ни медведя мы не видели И только утки загоняли свои бес помощные выводки в прибрежную траву. Я никогда не видел, чтобы на коротком пространстве разместилось такое огромное количество утиных выводков. Иногда сразу по нескольку мам выныривали под носом лодки и, беспомощно распустив крыло, дв смеха правдоподобно изображая подранков, «уводили» лодку от своего потомства, а по том, вдруг, взмывали высоко в небо и, да леко облетев лодку, возвращались к вывод кам, необыкновенно гордые своей хит ростью. Так, километр за километром продвига лись мы в глубь междуречья. И Озерная уже осталась позади, и Д е ревянная... Лодки входили в печально из вестную по рассказам и воспоминаниям речку Ломоватую. Юра стоял на носу пер вой лодки и, широко расставив ноги, ука зывал Геннадию Залесову фарватер, а мы сидели наготове с длинными шестами, вска кивая в критические минуты, чтобы помочь мотору одолеть очередную мель. * * * С Юрой Васильевым мы познакомились несколько часов назад. Прямо по крутому береговому откосу ка рабкалась типичная деревенская улица. По селок забирался в гору уступами, на манер кавказского аула, и только там, на горе, превращался в типичную сибирскую дере веньку. Усть-Озерное выросло на месте хан тыйских юрт. Мы зашли в ближнюю избу и почти с порога завели речь о проводнике. Но в си бирских селах не любят торопливости. Прежде всего на столе появилось уго щение — крынки с молоком и простоква шей, свежий душистый хлеб, сало, холод ное мясо... Тут же сидели хозяин и хозяйка, а в со седней комнате человек пять ребятишек са мых разных возрастов корпели над уро ками. В историческом счете между посещением Аминоза и нашим прошло совсем немного времени, но в сегодняшнем зажиточном поселке так же трудно найти негра мотного человека, как в тогдашнем — гра мотного. А вот с проводником дело обстояло на много сложнее. — Просто не знаю, к кому вас и пос лать,— сокрушался хозяин.— Разве к Ва сильевым. Они оба, и муж и жена, работа ют на метеостанции, и Юрий, помнится, ра за два провожал по каналу лодки. Попро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2