Сибирские огни, № 011 - 1971

Для весеннего же судоходства вполне достаточно только расчистить реки от кар­ чей и заломов. Этот вывод Аминова вполне приемлем и для наших дней Помню, когда в Белом Яре я рассказал начальнику сплавконторы Степанову об эксперименте Колпашевской судоверфи, которая строит рыбацкие суда для Восточной Сибири и перегоняет их по каналу, он только скептически улыбнулся: «В их караванах приличного-то судна не бывало, а мы уже несколько лет проводим весной на Енисей крупные, глубокосидягцие буксиры с большими баржами, нанимаем там рабочих на лесосплав и благополучно доставляем их на берега Кети». А некогда известный на всю Кеть врач Василий Степанович Ильихин, специалист по глазным заболеваниям, рассказывал, что в течение тридцати пяти лет его работы в Колпашевской больнице к нему постоянно привозили больных с Енисея. Местные жители вовсю пользовались каналом, счи­ тая его самым коротким и надежным пу­ тем, и ходили они не на легких обласках, а на больших рыбацких расшивах. Экспедиция Аминова окончательно под­ твердила выводы Фунтосова и Сиденсера. В помощь изыскателям из Иркутска и Ом­ ска были командированы два классных то­ пографа унтер-офицерского звания. Получив подкрепление, Аминов разделил отряд на две партии. Одна — в составе ин­ женера путей сообщения Липина, коллеж­ ского регистратора Толчанова и кондуктора Федорова — 5 июля направилась к устью Большого Каса и шла вверх по течению. А навстречу ей, от устья Озерной, шла пар­ тия во главе с Аминовым. Тут был студент Порцель, выполняющий обязанности топо­ графа, коллежский регистратор Сергеев и кондуктор Хандажевский. Распределив таким образом обязанности участников экспедиции, Аминов надеялся окончить работу до ледостава, не позднее октября того же 1878 года. Попутно сделаем еще один нехитрый расчет. Начало навигации на канале — пер­ вые числа мая, конец — октябрь. Пять с лишним месяцев непрерывной работы де­ шевой и надежной транссибирской речной магистрали — это и в наше время что-ни­ будь да значит! Сроки, намеченные Аминовым, оказались вполне реальными, и в назначенное время министерство путей сообщения получило окончательный проект Обь-Енисейского ка­ нала. Для беспрепятственного продвижения большегрузных судов из Оби в Енисей Ами­ нов предлагал: 1. Прокопать канал длиною 7,35 версты, и шириною 9 сажен из Водораздельного озера в Малый Кас несколько ниже его ис­ тока, т. к. в истоке Малый Кас слишком узок и мелок. 2. Реки между Кетью и Енисеем расчи- стить от заломов и спрямить прокопами общей длиной 52 версты. Тем самым, кроме удобства судоходства, путь сократится на 122 версты и составит примерно 210 верст. 3. Приспособить их с помощью 29 шлю­ зов и 28 плотин к движению судов длиною 22 сажени, шириною 3,5 и осадкою 7 чет­ вертей (0,58 сажени). Проектная глубина канала — 0,8 сажени. 4. Все гидротехнические сооружения и гражданские здания построить из местного леса, который не используется и не прино­ сит государству никакой выгоды». В проекте и в смете указывалось, что канал будет стоить не больше 8 миллионов рублей, а с запланированными раньше рас­ ходами на ликвидацию ангарских поро­ гов — 10 миллионов. Работы были рассчитаны на 5 лет. Кро­ ме того, авторы просили два года на до­ полнительные изыскания и составление под­ робных проектов. Но потом решили, не до­ жидаясь итогов окончательных изысканий, сделать прокоп между Водораздельным озером и Малым Касом, пока не девяти, а шести сажен шириною. Шлюзы же делать сразу для прохода больших судов. И через два года, параллельно с основными работа­ ми, начать эксплуатацию канала, с тем что­ бы за счет пошлины с проходящих судов окупать расходы на строительство. Тогда же министерство путей сообщения отвергло проект соединения Томска с Ир­ кутском железной дорогой в 1.500 верст. Оценивалась такая дорога в 100 миллионов рублей — в 10 раз дороже Обь-Енисейского канала, который вполне мог обеспечить пот­ ребности в перевозке грузов. Это было в 1882 году. А год спустя про­ ект был утвержден. Начальником строи­ тельства стал барон Аминов. В помощь ему командировали инженеров путей сообще­ ния, коллежских секретарей Бобьенского и Ченцова. Как видите, возглавили строитель­ ство люди именитые. А что из этого полу­ чилось, мы узнаем дальше. * * * 1200 рабочих собрал Аминов на малень­ ком участке Обь-Енисейского канала. На общем совете инженерно-техническо­ го состава решили прежде всего начать расчистку рек от карчей, ломов и завалов. С этим вполне могли справиться черно­ рабочие. Часть землекопов Аминов на­ правил на подготовку фундаментов двух шлюзов, а остальных — на рытье канала между Водораздельным озером и Ма­ лым Касом. Плотники же приступили к строительст­ ву жилья и административных зданий. Большую бригаду направили в тайгу для заготовки строевого леса. На главном стане за несколько недель срубили 16 бараков для рабочих, два дома и флигель с кухней для инженеров, техни­ ков, врача и иеромонаха Германа. В этих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2