Сибирские огни, № 011 - 1971

продовольствия Восточной Сибири и, нако­ нец, содействие к дальнейшему развитию золотопромышленности решительно требу­ ют устройства водяного сообщения Обской системы с Енисейской». В 1843 10 ду создается Комитет для на­ чертания общего плана водяных и сухопут­ ных сообщений империи. И среди его главных задач — создание транссибирского водного пути. Поначалу Комитет развернул бурную деятельность и даже собирался направить изыскательские партии для проверки проек­ тов X округа путей сообщения. Собирался, да так и не собрался, хотя скопил в своих папках много вариантов Обь-Енисейского водного пути. В одном из них иркутский полковник Латраверз предлагал соединить левый при­ ток Оби Васюган с рекой Туй, впадающей в Иртыш. Этот путь на 500 километров со­ кратил бы расстояние от Нарыма до То­ больска. Но сам Латраверз оговаривался, что его предложение имеет смысл только при условии соединения Оби с Енисеем. Между тем по расчетам Комитета (а он пользовался устаревшими даже для того времени данными о скоростях речных су­ дов) после сооружения Обь-Енисейского и Обь-Иртышского каналов на путь от Иркут­ ска до Тюмени, без учета встречных ветров, понадобилось бы не меньше ста дней. А значит, товары, отправленные из Иркут­ ска в мае, не попадут в Нижний Новгород на осеннюю ярмарку. Эти расчеты и решили участь всех проектов. * * * И тогда сибирские купцы (не в пример правительственным чиновникам они более тщательно подсчитали все выгоды прямого пути из Оби в Енисей) решили сами орга­ низовать исследования. Первую попытку предпринял купец Бу- тыркин, один из учредителей пароходства на Байкале. В 1871 году на свои деньги он снарядил специальную партию под руковод­ ством инженера Бельцова для изучения со­ вершенно нового варианта пути по Чулыму (притоку Оби) в Енисей. Однако экспеди­ ция пришла к выводу, что большая раз­ ность горизонтов рек и мелководность само­ го Чулыма потребуют непомерно крупных и дорогих гидротехнических сооружений. Казалось, что весь водораздел пройден вдоль и поперек, и уже высказывались предложения рыть канал «по суху», когда енисейский купец П. Е. Фунтосов (в неко­ торых источниках Фунтусов) случайно уз­ нал из рассказов местных жителей, что вес­ ной озеро Кал-то так разливается, что сое­ диняет приток Кети Чаррей-Кыкке и другую реку, впадающую в Енисей. Летом 1872 года Фунтосов посылает на водораздел небольшую изыскательскую партию. Так и есть: в разлив озеро, пере­ именованное русскими в Большое, а потом в Водораздельное (так и осталось оно до наших дней с двумя названиями), соединя­ ет реки Язевую и Малый Кас (название рекам тоже даны участниками экспедиции Фунтосова), и местные жители весной бес­ препятственно путешествуют на лодках из Кети в Енисей. Больше того, ханты утверж­ дали, что озеро Большое (из которого выте­ кает Язевая) и Касовское (где начинается Малый Кас) вовсе не разные озера, а свет­ лые окна в огромном болоте и что во время разлива болото это очищается и открывает свое большое плоское лицо, а летом снова мелеет. Итак, если на водоразделе есть место, где сходятся притоки Енисея и Кети, а зна­ чит и Оби, то сама природа подсказывает путь Обь-Енисейского канала. Ободренный первым успехом, купец вес­ ной следующего года организует вторую эк­ спедицию на водораздел. На этот раз пар­ тия состояла из девяти рабочих и одного проводника-ханты. Возглавлял ее поверен­ ный Фунтосова, некто Захаров. Путевой журн'ал с глазомерной картой маршрута рассказывает, что экспедиция на веслах прошла от устья Озерной до Енисея за десять с половиной суток. Получив неоспоримое доказательство, Фунтосов направил проект в министерство путей сообщения, сообщив при этом, что жертвует 10 тысяч рублей серебром в на­ граду первому капитану Обь-Енисейского канала. Весной 1875 года министерство путей сообщения командирует в Сибирь две ре­ когносцировочные экспедиции. Одну, под руководством инженера путей сообщения барона Аминова (запомните эту фами­ лию) — для обследования ангарских поро­ гов. Второй экспедиции — ее возглавил ка­ питан-лейтенант А. Сиденсер — предписыва­ лось провести глазомерную съемку всего пути отрядов Фунтосова, обратить особое внимание на ширину рек, их изгибы, на ха­ рактер берегов и скорость течения... Про­ грамма этой экспедиции говорила о серьез­ ном подходе к делу. Но сначала о партии барона Ами­ нова. На пути транссибирской водной маги­ страли серьезным препятствием стояли опасные пороги на реке Ангаре, неподалеку от Братского острога. Правда, через них из Иркутска на енисейскую ярмарку прорыва­ лось ежегодно примерно 25 судов с грузом до 150 тысяч пудов, но многих смельчаков эти пороги лишили состояний, а то и жизни. Барон Аминов докладывал по возвраще­ нии, что на ликвидацию порогов требуется полтора-два миллиона рублей. Заметим кстати, что, несмотря на мно­ гие попытки «убрать» преграду, пороги про­ должали стоять на пути сибирских капита­ нов до наших дней. И только после возве­ дения плотины Братской ГЭС они навсегда исчезли под водой. Отныне путь от Енисея до Байкала и Селенги свободен!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2