Сибирские огни, № 011 - 1971
продовольствия Восточной Сибири и, нако нец, содействие к дальнейшему развитию золотопромышленности решительно требу ют устройства водяного сообщения Обской системы с Енисейской». В 1843 10 ду создается Комитет для на чертания общего плана водяных и сухопут ных сообщений империи. И среди его главных задач — создание транссибирского водного пути. Поначалу Комитет развернул бурную деятельность и даже собирался направить изыскательские партии для проверки проек тов X округа путей сообщения. Собирался, да так и не собрался, хотя скопил в своих папках много вариантов Обь-Енисейского водного пути. В одном из них иркутский полковник Латраверз предлагал соединить левый при ток Оби Васюган с рекой Туй, впадающей в Иртыш. Этот путь на 500 километров со кратил бы расстояние от Нарыма до То больска. Но сам Латраверз оговаривался, что его предложение имеет смысл только при условии соединения Оби с Енисеем. Между тем по расчетам Комитета (а он пользовался устаревшими даже для того времени данными о скоростях речных су дов) после сооружения Обь-Енисейского и Обь-Иртышского каналов на путь от Иркут ска до Тюмени, без учета встречных ветров, понадобилось бы не меньше ста дней. А значит, товары, отправленные из Иркут ска в мае, не попадут в Нижний Новгород на осеннюю ярмарку. Эти расчеты и решили участь всех проектов. * * * И тогда сибирские купцы (не в пример правительственным чиновникам они более тщательно подсчитали все выгоды прямого пути из Оби в Енисей) решили сами орга низовать исследования. Первую попытку предпринял купец Бу- тыркин, один из учредителей пароходства на Байкале. В 1871 году на свои деньги он снарядил специальную партию под руковод ством инженера Бельцова для изучения со вершенно нового варианта пути по Чулыму (притоку Оби) в Енисей. Однако экспеди ция пришла к выводу, что большая раз ность горизонтов рек и мелководность само го Чулыма потребуют непомерно крупных и дорогих гидротехнических сооружений. Казалось, что весь водораздел пройден вдоль и поперек, и уже высказывались предложения рыть канал «по суху», когда енисейский купец П. Е. Фунтосов (в неко торых источниках Фунтусов) случайно уз нал из рассказов местных жителей, что вес ной озеро Кал-то так разливается, что сое диняет приток Кети Чаррей-Кыкке и другую реку, впадающую в Енисей. Летом 1872 года Фунтосов посылает на водораздел небольшую изыскательскую партию. Так и есть: в разлив озеро, пере именованное русскими в Большое, а потом в Водораздельное (так и осталось оно до наших дней с двумя названиями), соединя ет реки Язевую и Малый Кас (название рекам тоже даны участниками экспедиции Фунтосова), и местные жители весной бес препятственно путешествуют на лодках из Кети в Енисей. Больше того, ханты утверж дали, что озеро Большое (из которого выте кает Язевая) и Касовское (где начинается Малый Кас) вовсе не разные озера, а свет лые окна в огромном болоте и что во время разлива болото это очищается и открывает свое большое плоское лицо, а летом снова мелеет. Итак, если на водоразделе есть место, где сходятся притоки Енисея и Кети, а зна чит и Оби, то сама природа подсказывает путь Обь-Енисейского канала. Ободренный первым успехом, купец вес ной следующего года организует вторую эк спедицию на водораздел. На этот раз пар тия состояла из девяти рабочих и одного проводника-ханты. Возглавлял ее поверен ный Фунтосова, некто Захаров. Путевой журн'ал с глазомерной картой маршрута рассказывает, что экспедиция на веслах прошла от устья Озерной до Енисея за десять с половиной суток. Получив неоспоримое доказательство, Фунтосов направил проект в министерство путей сообщения, сообщив при этом, что жертвует 10 тысяч рублей серебром в на граду первому капитану Обь-Енисейского канала. Весной 1875 года министерство путей сообщения командирует в Сибирь две ре когносцировочные экспедиции. Одну, под руководством инженера путей сообщения барона Аминова (запомните эту фами лию) — для обследования ангарских поро гов. Второй экспедиции — ее возглавил ка питан-лейтенант А. Сиденсер — предписыва лось провести глазомерную съемку всего пути отрядов Фунтосова, обратить особое внимание на ширину рек, их изгибы, на ха рактер берегов и скорость течения... Про грамма этой экспедиции говорила о серьез ном подходе к делу. Но сначала о партии барона Ами нова. На пути транссибирской водной маги страли серьезным препятствием стояли опасные пороги на реке Ангаре, неподалеку от Братского острога. Правда, через них из Иркутска на енисейскую ярмарку прорыва лось ежегодно примерно 25 судов с грузом до 150 тысяч пудов, но многих смельчаков эти пороги лишили состояний, а то и жизни. Барон Аминов докладывал по возвраще нии, что на ликвидацию порогов требуется полтора-два миллиона рублей. Заметим кстати, что, несмотря на мно гие попытки «убрать» преграду, пороги про должали стоять на пути сибирских капита нов до наших дней. И только после возве дения плотины Братской ГЭС они навсегда исчезли под водой. Отныне путь от Енисея до Байкала и Селенги свободен!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2