Сибирские огни, № 011 - 1971
лов Западно-Сибирского речного пароход ства, тем более, что в канал эти суда пока входить не решаются. * * * Последнее утро на Кети. Мы сидим на широкой песчаной косе. Удивительно чи стый песок, словно просеянный и подобран ный крупинка к крупинке, блестит на солн це. Легко и жарко потрескивает костер, и на нем дымится уха. Прямо перед нами устье речки Озерной. Она впадает в Кеть крутым изгибом, а за изгибом — поселок Усть-Озерное. Д с сих пор местные жители и Озерную, и другие реки Обь-Енисейской системы на зывают не иначе, как канал, так вот Усть- Озерное — уже на берегу канала. Но прежде мы совершим путешествие во времени. «СТРАННО БЫЛО БЫ НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ...» В 1797 году на стол министра путей со общения лег проект иркутского генерал- майора Новицкого. Он предлагал соединить реки Тым (приток Оби) и Сым (приток Енисея). Последовало «высочайшее повеление» об исполнении «сего проекта» под главным на блюдением директора водных путей Сивер- са. Но первая изыскательская партия появи лась на водоразделе лишь в 1811 году, по сле юздания специального X округа путей сообщения. Перед округом были поставлены задачи: — найти путь из устья Оби к Архан гельску. минуя Обскую губу; — подготовить проект наиболее рацио нального пути из Камы через Уральский хребет в реку Тобол. Иначе говоря, соеди нить бассейны рек Волги и Оби; — подготовить проект и произвести изы скания для соединения Оби и Енисея «по средством Кети», — представить соображения по соедине нию Ангары или Верхней Тунгуски с Леной. Программа, ничего не скажешь, гранди озная. Получить дешевую и надежную до рогу в неразвитую колонию, куда завози лось все — от гвоздя до громоздких ма шин,— было делом чрезвычайно заманчи вым. В 1811 году начальник округа полковник Риддер предложил сразу несколько вариан тов соединения Оби с Енисеем. Об одном из них, проекте генерала Новицкого, мы уже знаем. На Тым и Сым была направлена изыскательская партия. Затем Риддер сообщил, что посланная им другая экспедиция, под руководством инженера Полозова, сделала «местное обо зрение Маковского волока и протекающих между Обью и Енисеем рек». И выдвинул два новых варианта Обь-Енисейского пути: Кеть—Согур (приток Енисея) и Кеть—Малая Песчанка — большая Песчанка — Согур. Получив столь сбивчивые известия, ми нистерство путей сообщения потребовало от Риддера «лично удостовериться» в удобстве предлагаемых путей и прийти к какому-то единому решению. История умалчивает о личных подвигах полковника на водоразделе Оби и Енисея. Но через год после грозного окрика из ми нистерства он прислал собственный проект, в котором использовал выводы инженера Полозова насчет соединительного канала Кеть — Малая Песчанка — Большая Пес чанка— Согур. К проекту была приложена смета на 950 тысяч рублей, правда с ого воркой, что сия сумма приблизительна, ибо съемка на реке Согур еще не сделана, а Кеть в верховьях требует «многих исправ лений по ее мелководью». Каких именно «исправлений», Риддер не уточнял, зато предложил для экономии строить канал си лами ссыльных. Несмотря на столь «блистательную» на ходку, совет путей сообщения проект не принял и строго указал Риддеру, что он на правлен в Сибирь для изысканий и. «встре тив на одной линии значительные препят ствия», должен исследовать другую. А проект генерала Новицкого, так по спешно одобренный начальником X округа, впоследствии полностью отвергли из-за слишком малых навигационных сроков се верных рек Тыма и Сыма. Но, как видно, Риддер не унывал. В ян варе 1813 года он докладывал, что, по све дениям, лично им полученным от остяков, у него есть новый план соединительного пути «рекою Вах и далее по десятиверстному волоку... по ровной луговой местности на реку Черную, приток Елогуя», и просил раз решения командировать в эти места экспе дицию, но вскоре сам отказался от этого проекта. На этом изыскательская деятельность Риддера практически закончилась. Из от четов за последующие годы видно, что съемка и нивелировка возможных вариан тов соединительного пути «за недостатком инженеров проведены быть не могли». А в 1882 году X округ министерства путей сообщения' упразднили. Итак, первая попытка проложить транс сибирский водный путь окончилась неуда чей. Прошло 25 лет... И снова поднимается вопрос о соединительном пути между Обью и Енисеем. На сей раз в отчете сенатора Толстого о ревизии Сибири. «Кроме огромного сохранения провоз ных издержек,— писал сенатор,—- кроме ве личайшей государственной пользы от даль нейшего развития торговли нашей, от уси ления таможенных доходов и распростране ния сбыта наших мануфактурных товаров, самая нужда края, обеспечение народного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2