Сибирские огни, № 011 - 1971

лов Западно-Сибирского речного пароход­ ства, тем более, что в канал эти суда пока входить не решаются. * * * Последнее утро на Кети. Мы сидим на широкой песчаной косе. Удивительно чи­ стый песок, словно просеянный и подобран­ ный крупинка к крупинке, блестит на солн­ це. Легко и жарко потрескивает костер, и на нем дымится уха. Прямо перед нами устье речки Озерной. Она впадает в Кеть крутым изгибом, а за изгибом — поселок Усть-Озерное. Д с сих пор местные жители и Озерную, и другие реки Обь-Енисейской системы на­ зывают не иначе, как канал, так вот Усть- Озерное — уже на берегу канала. Но прежде мы совершим путешествие во времени. «СТРАННО БЫЛО БЫ НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ...» В 1797 году на стол министра путей со­ общения лег проект иркутского генерал- майора Новицкого. Он предлагал соединить реки Тым (приток Оби) и Сым (приток Енисея). Последовало «высочайшее повеление» об исполнении «сего проекта» под главным на­ блюдением директора водных путей Сивер- са. Но первая изыскательская партия появи­ лась на водоразделе лишь в 1811 году, по­ сле юздания специального X округа путей сообщения. Перед округом были поставлены задачи: — найти путь из устья Оби к Архан­ гельску. минуя Обскую губу; — подготовить проект наиболее рацио­ нального пути из Камы через Уральский хребет в реку Тобол. Иначе говоря, соеди­ нить бассейны рек Волги и Оби; — подготовить проект и произвести изы­ скания для соединения Оби и Енисея «по­ средством Кети», — представить соображения по соедине­ нию Ангары или Верхней Тунгуски с Леной. Программа, ничего не скажешь, гранди­ озная. Получить дешевую и надежную до­ рогу в неразвитую колонию, куда завози­ лось все — от гвоздя до громоздких ма­ шин,— было делом чрезвычайно заманчи­ вым. В 1811 году начальник округа полковник Риддер предложил сразу несколько вариан­ тов соединения Оби с Енисеем. Об одном из них, проекте генерала Новицкого, мы уже знаем. На Тым и Сым была направлена изыскательская партия. Затем Риддер сообщил, что посланная им другая экспедиция, под руководством инженера Полозова, сделала «местное обо­ зрение Маковского волока и протекающих между Обью и Енисеем рек». И выдвинул два новых варианта Обь-Енисейского пути: Кеть—Согур (приток Енисея) и Кеть—Малая Песчанка — большая Песчанка — Согур. Получив столь сбивчивые известия, ми­ нистерство путей сообщения потребовало от Риддера «лично удостовериться» в удобстве предлагаемых путей и прийти к какому-то единому решению. История умалчивает о личных подвигах полковника на водоразделе Оби и Енисея. Но через год после грозного окрика из ми­ нистерства он прислал собственный проект, в котором использовал выводы инженера Полозова насчет соединительного канала Кеть — Малая Песчанка — Большая Пес­ чанка— Согур. К проекту была приложена смета на 950 тысяч рублей, правда с ого­ воркой, что сия сумма приблизительна, ибо съемка на реке Согур еще не сделана, а Кеть в верховьях требует «многих исправ­ лений по ее мелководью». Каких именно «исправлений», Риддер не уточнял, зато предложил для экономии строить канал си­ лами ссыльных. Несмотря на столь «блистательную» на­ ходку, совет путей сообщения проект не принял и строго указал Риддеру, что он на­ правлен в Сибирь для изысканий и. «встре­ тив на одной линии значительные препят­ ствия», должен исследовать другую. А проект генерала Новицкого, так по­ спешно одобренный начальником X округа, впоследствии полностью отвергли из-за слишком малых навигационных сроков се­ верных рек Тыма и Сыма. Но, как видно, Риддер не унывал. В ян­ варе 1813 года он докладывал, что, по све­ дениям, лично им полученным от остяков, у него есть новый план соединительного пути «рекою Вах и далее по десятиверстному волоку... по ровной луговой местности на реку Черную, приток Елогуя», и просил раз­ решения командировать в эти места экспе­ дицию, но вскоре сам отказался от этого проекта. На этом изыскательская деятельность Риддера практически закончилась. Из от­ четов за последующие годы видно, что съемка и нивелировка возможных вариан­ тов соединительного пути «за недостатком инженеров проведены быть не могли». А в 1882 году X округ министерства путей сообщения' упразднили. Итак, первая попытка проложить транс­ сибирский водный путь окончилась неуда­ чей. Прошло 25 лет... И снова поднимается вопрос о соединительном пути между Обью и Енисеем. На сей раз в отчете сенатора Толстого о ревизии Сибири. «Кроме огромного сохранения провоз­ ных издержек,— писал сенатор,—- кроме ве­ личайшей государственной пользы от даль­ нейшего развития торговли нашей, от уси­ ления таможенных доходов и распростране­ ния сбыта наших мануфактурных товаров, самая нужда края, обеспечение народного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2