Сибирские огни, № 011 - 1971
В. Тарасов Хождение из Оби в Енисей Наше путешествие началось с несколь ких строчек из пожелтевшего тома энцик лопедии конца прошлого столетия: «Обь-Енисейский канал сооружен в 1882— 91 годах. Система эта связывает судоход ную реку Кеть (правый приток Оби) с Ма лым и Большим Касом, впадающими слева в Енисей. На расстоянии 550 верст от устья Кети начинаются искусственные сооруже ния канала, в состав которого входят не сколько небольших речек и озер. Большая часть Обь-Енисейского канала представляет глухую, необитаемую тайгу, и движение по нему крайне затруднительно...» И уже в наши дни в газете речников од нажды появилась заметка, из которой нам удалось узнать, что в 1918 году из Оби в Енисей пыталась пробиться команда паро хода «Первый». Впереди, прокладывая путь, шла землечерпалка «Сибирская-5». Но от чаянная попытка горстки храбрецов (они сняли кожухи, разобрали гребные колеса ч шли на шестах) закончилась неудачно. Ранняя зима сковала таежные речки, и «Первый» вмерз в лед. «Интересно подсчитать, в какую сумму обойдется проводка одного порожнего па рохода через Обь-Енисейский канал?» — писала тогдашняя газета «Сибирский судо ходец». А в 1921 году Наркомат путей сообщения принял постановление о ликвидации канала. На следующий год большинство гидротех нических сооружений (плотины, шлюзы, во доспуски) были разобраны, а сохранившие ся* в удовлетворительном состоянии дома и хозяйственные постройки перевезены в об ские затоны. Boi, пожалуй, и вся информация, которой мы располагали к началу путешествия. Много дней спустя, когда от Новосибир ска нас отделяло не меньше чем тысяча километров навстречу попалась лодка, за тянутая сверху брезентовым тентом с яр ким аншлагом по нему: «Краснодар—Шу шенское—Краснодар». Кормчий вышел на берег. — Кто вас туда гонит? На меня посмо трите: живот был — во! А теперь в рук» взять нечего... Второй парень уныло и согласно кивал головой. — А комар на канале... что коршун — четверо штанов насквозь. — Медведям бы там пешком ходить. Два винта на корягах оставили, у третьего ло пасть отлетела. Так и не прошли, и вы не пройдете. Вертайтесь лучше с нами до Том ска, а там лодки на платформу, сами в ку пе, и прямой дорогой на Енисей. Но мы решили испытать судьбу. Загадка Обь-Енисейского канала волно вала меня давно, и, оказывается, не только меня. Еще в тридцатые годы группа ново сибирских журналистов во главе с Евгени ем Филипповичем Ивановым собиралась в те края. Но, подчиняясь неумолимой газет ной текучке, оттесняющей проблемы «для души» на второй план, поездка откладыва лась с года на год. А потом идея стала пе редаваться от одного поколения журнали стов другому... У меня было свободным целое лето, и, выходя 0 ! Евгения Филипповича, я уже знал, как и где проведу отпуск. Неожиданно моими спутниками стали два иркутянина — прозаик Альберт Гурулев и поэт Иннокентий Новокрещеных, в посел ке Белый Яр, что стоит на реке Кети, к нам присоединились заместитель редактора рай онной газеты Геннадий Залесов и механик сплавконторы Александр Тимофеев. Оказы вается, Александра и Геннадия тоже давно волновала идея поездки на канал, но все как-то не было подходящего случая. Мы же о таких попутчиках только могли мечтать: во-первых, они прекрасно знали и саму Кеть и все ее притоки, а, во-вторых, в распоряже ние нашей экспедиции отныне поступало две дюралевых лодки с моторами «Вихрь», и мы больше не зависели от попутных су-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2