Сибирские огни, № 011 - 1971
модельного (доска из прессованных стру жек) журнального столика. — Потрясла меня эта поездка. Какой размах, люди какие! Говорю на обратном пути Саше Чернобровцеву: «Вспомни, сколько мы работ смотрели с изображени ем ГЭС, где же эти масштабы современ ной стройки?» Он не соглашается: нельзя, дескать, все сводить к машинам. Но ведь и без них тоже нельзя. Я на выставкоме выступил против работ одной художницы. Талантливый человек, культура рисунка высокая. А как изображены у нее завод ские цехи? Страшнее того, что было на на шем заводе точного машиностроения до ре конструкции. Мрак сплошной. Выходит, художнику это все равно, была бы натура? По мне, так честней пойти да сделать этот цех лучше... Из мастерской мы выходим вместе с Ка таевым. Невысокий, субтильный (полная противоположность Булатову), он молча шагает рядом, о чем-то задумавшись. — Мне кажется, Семен во многом прав,— внезапно заговаривает Юрий Кон стантинович.— Он еще в училище ратовал за живопись философскую, ругал ребят за репортажность, за поверхностность. Се мен — борец по натуре. Сейчас у него не много нервы сдали, стал более нетерпимым. Но хочет-то он, чтоб искусство дралось за лучшую жизнь, а не грустило по поводу несовершенства мира. Разве это плохо?.. Помолчав, заговорил снова: — У нас пару лет назад был прискорб ный случай: двое художников перепили сверх нормы и устроили дебош. Стал воп рос об исключении из Союза. Булатов пер вый голосовал «за». Он вообще нетерпим к пьянству, а тут его страшно возмутило, что драка эта произошла на глазах у де тей В общем, исключили. Прошло время. Люди работали, хорошо показались на зо нальной выставке, и Семен, опять-таки пер вый, стоял за их возвращение в Союз. Мой собеседник вздохнул и как бы под вел итог сказанному: — Все-таки не каждый может быть оди наково объективным и к другу, и к чело веку, ему несимпатичному. Я, наверное, не могу... В Сенеже — подмосковном поселке, где расположены Дом творчества и Централь ная учебно-экспериментальная студия ху дожников (сюда вызывают на учебу, есте ственно, самых перспективных), Булатову нравилось все — уютные аудитории, мастер ские, жилые комнаты на двоих. Нравились сосны и березы под окнами, тихое озеро Сенеж, давшее название этому месту, воз дух, которым не надышишься. Но больше всего наслаждался он самой рабочей ат мосферой студии, где дух студенческого азарта уживался с уважением к каждому мнению, где учитель и ученик работали вместе, где чопорный академизм был изгнан ради свободного полета фантазии. Один из иностранных гостей студии, ко торых перебывало там немало,— профессор Польской Академии Художеств Оскар Хан сен процитировал как-то парадоксальную фразу Амундсена: «Приключение должно быть подготовлено». Великий путешествен ник имел право на этот парадокс. Хансен остроумно перефразировал его слова: «Ху дожественное проектирование — это всегда творческое приключение, всегда эмоцио нальное переживание задачи, но приключе ние должно привести к достижению цели...» Сенежские студийцы создавали свой «де тектив» всегда ради конкретной цели: они привозили из дому полученный там заказ или получали задание на месте. Но была и некая общая цель, единый принцип, узако ненный студией. Польская газета «Трибуна люду» сформулировала его так: «Окруже ние человека воздействует на формирова ние его психики — об этом помнят совет» ские художники... Промышленное проекти рование, понимаемое как творческий гума низм,— вот ведущая идея студии...» Здесь, в Сенеже, Булатов работал над своим трактором, получая и советы, и кон сультации, и квалифицированные отзывы. Сюда он привез в следующий приезд бета трон — заказ томских физиков. Надо было разработать три варианта прибора — для работы нефтяников в полевых условиях, для условий цеха и лаборатории. В Сенеже ему дали в помощники худож- ника-оформителя из Львова Романа Хими ка («Пусть рядом с тобой потренируется— ты ведь уже делал машины»), и вдвоем они нафантазировали один универсальный прибор, пригодный на все три заданных случая. Семен Егорович изрек по этому поводу свое излюбленное: «Чем меньше вещей, тем лучше — они уже и сейчас давят на чело века». Затем в Сенеж явился автор прибо р а— это была его докторская диссертация. Очень довольный работой художников, он привез их макет на защиту, чем произвел большой эффект. Позже и трактор и бетатрон попали на выставку в Польшу. Последний по времени приезд Семена Егоровича в Сенеж был для него самым счастливым. Новосибирцы уже стали в сту дии своими людьми. Из сорока ее постоян ных участников почти четвертую часть со ставляли земляки Булатова. Новосибир скую группу признали и приняли. На этот раз идея, с которой прибыли на студию Булатов, Катаев и Ермишин, не устраивала здешних руководителей. Им предложили несколько других заданий. По ка они размышляли, какое выбрать, стало известно, что есть возможность поработать над интерьером нового воздушного лайнера ТУ-144. Надо ли говорить, как были рады все трое. Советские реактивные пассажирские са молеты завоевали мировую славу самых быстроходных и надежных. И по внешним формам они удовлетворяют самым высоким
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2