Сибирские огни, № 011 - 1971

эмоции воздействовали так же неотразимо, как факты. Гости сдались. Королев с Ку­ ниным прикинули, через сколько лет «Кадр-3» устареет технически, и решили, что игра стоит свеч. Художникам было предложено готовить макет в натуре, цветные планшеты и выно­ сить все это на технический совет. Уходя, Кунин произнес фразу, которую дизайнеры слышали теперь все чаще: «На­ до было вас пригласить раньше». Раньше, то есть когда разрабатывалось компоновоч­ ное решение, а не теперь, когда приходится все пересматривать и переделывать. Повто­ ры эти сулили дизайну лучшее будущее. А спустя еще несколько дней в мастер­ скую ввалилась ватага студентов — учени­ ков Кунина (Леонид Александрович — кан­ дидат наук и преподает в НЭТИ). Их шеф хотел, чтобы Булатов на примере «Кадра-3» растолковал будущим инженерам «с чем* ■его едят» — это художественное проектиро­ вание. * * * В тот первый вечер я поняла, какой Бу­ латов занятой человек. Дизайнер, секретарь партийной организации художников, депу­ тат городского Совета. Подъем в семь ча­ сов утра, конец рабочего дня часто в де­ сять-одиннадцать. По собственным подсче­ там, 700 часов в год уходит на транспорт. При таком ритме жизни трудно найти вре­ мя для интервью. Мы договорились, что те­ перь я приеду в мастерскую и постараюсь не очень мешать ему работать. _ И вот взбираюсь на шестой этаж дома с мансардами. Мастерская — большая ком­ ната с окнами под потолком. В центре, во всю длину комнаты,— стол. Собственно, только он и отличает рабочее место дизай­ нера от мастерской, скажем, живописца. На столе куски полистирола, линейки, ли­ сты бумаги с карандашными набросками. На стенах очень неплохо сделанные рисун­ ки — головы девушки, бородатого мужчи­ ны, актрисы («пробы» Булатова), большой планшет, на котором изображены какие-то серо-черные вихри — этакая космическая фантазия (как потом выяснилось, это раз­ рез и общий план интерьера самолета ТУ-144)... Много книг. Они принадлежат не только Семену Егоровичу, но и его «напар­ нику» по мастерской Юрию Константино­ вичу Катаеву. Сейчас Катаев тоже на месте — клеит из полистирола крохотные столики, что-то чертит на плотном листе. Он работает над проектом реконструкции первого этажа Но­ восибирского железнодорожного вокзала. Булатов в мастерской немного другой, чем в комнате партбюро. Более, что ли, до­ машний. Пока я разглядываю макеты изящ­ ной прогулочной лодки (это они с Катае­ вым делали для Новосибирского завода им. Чкалова) и трактора (а это — для Ал­ тайского тракторного), похожие на боль­ шие детские игрушки, Семен Егорович ре­ жет белые квадраты из полистирола, ловко орудуя ножом. Рядом с зеленым трактором-игрушкой фото «всамделишного» Т-4. Там крохотные оконца, впереди глушитель, закрывающий водителю обзор, кабина выглядит этакой замарашкой. Зато зеленый малыш хорош собой: кабина просторная, сплошные стек­ ла, глушитель убран куда-то назад; широ­ кие боковые площадки, и на них на стой­ ках прямоугольные фары... — Достался мне этот трактор,— гово­ рит за моей спиной Булатов.— Сначала чуть не год добивался с ним «свидания». Потом, когда завод все же откликнулся на мои письма, помчался туда. Организовали встречу с ведущими конструкторами. Ре­ бята все — лет под тридцать или чуть боль­ ше, в общем, не старики, а на художника смотрят, как на диковинку. Практики рабо­ ты с нашим братом никакой. Смех, да и только. Булатов рассмеялся. — В общем, еще год провозился. Тут одно за другое цепляется. Потом работу обсуждали в Сенеже — там сейчас нахо­ дится Центральная учебно-эксперименталь­ ная студия Сокна художников СССР. При­ няли хорошо.— Булатов снова засмеялся.—* А вот когда дело дошло до зональной вы­ ставки, то в Омске один член выставкома даже рассердился на меня: этак, говорит, нас и паровозы заставят рассматривать — при чем здесь искусство? Я тоже разозлил­ ся ужасно. «И паровозы будете рассматри­ вать, отвечаю, жизнь заставит». — Да... Она заставила.— Семен Егоро­ вич намазал клеем грани двух квадратов и соединил их вместе.— Жизнь заставила,—• повторил он.— В том же году (это был шестьдесят четвертый) мы все-таки органи­ зовали первую выставку дизайна у себя в Новосибирске. Повоевать пришлось, ко­ нечно. Помог нам совнархоз: в его здании и разместили выставку. А потом москви­ чи приехали, поддержали. Хотя мы, ко­ нечно, сами понимали, что выставка была слабая. Многое с тех пор переменилось для ди­ зайнеров к лучшему. На зональной выстав­ ке 1969 года в Красноярске Булатов уже представлял свой «жанр» в зональном вы­ ставочном комитете. И все же и здесь им пришлось туго. Раздел промышленной эсте­ тики все норовили выдворить из выставоч­ ного зала в другое помещение. Кое-как от­ стояли. Экспозицию делали своими руками и расходы оплачивали из собственного кармана, вскладчину. Зато выглядел дизайн внушительно. Пресса писала о нем с почте­ нием, выделяя среди прочих работ проект интерьера самолета ТУ-144, сделанный группой Булатова. — Когда были в Красноярске, съездили посмотреть ГЭС... Семен Егорович оторвался, наконец, от своих квадратиков. Мы присели на само­ дельную кушетку возле низкого, тоже са

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2