Сибирские огни, № 011 - 1971
терес к опыту других стал даже чуточку мешать — он сковывал собственную фан тазию. За работой они как-то не думали о том, что их отношения с заводом пока не скреп лены соответствующим договором. Вопрос об оплате их труда должен был решать совнархоз (тогда он еще существовал). •— А что, если совнархоз не разрешит?— тревожился главный инженер завода — по кровитель и единомышленник художников Леонид Александрович Кунин. Группа пожимала плечами: — Надо же когда-то сдвинуть с места это дело.... Они имели в виду дизайн. Сдвинуть с места — значит показать, что могут ди зайнеры. Ответить делом скептикам. Убе дить неверующих. Испытать себя, свои возможности. Ради этого стоило рискнуть. Вопрос с оплатой в конце концов ре шился, и группа Булатова провела на за воде два года. Это была прекрасная шко ла. Они получили возможность на практи ке проверить знания, полученные в учили ще. Пожалуй, даже стали шире понимать дизайн — ведь пришлось столкнуться одно временно и с техникой, и с архитектурой, ■и с искусством. Что касается завода, то и здесь встреча с группой Булатова остави ла свой след. Теперь ни один ремонт не делался без специального проекта худож ников. Сознательно или подсознательно, но местная инженерия, да и рабочие тоже по- новому взглянули на свой коллективный дом. И на место художника в промышлен ности тоже. Так что из упомянутого мо рального барьера была с треском вылома на по крайней мере одна доска, открыв ис кусству свободный ход в заводские цехи. Вслед за искусством туда явились пол преды с других предприятий города: по смотреть, что там «натворили» художни к и -с л у х а м и , как известно, земля полнит ся. Хозяева даже поустали от роли гидов. А гости смотрели, дивились и... перенима ли опыт. Именно в этот период уже зна чительная группа новосибирских художни ков и архитекторов стала работать совме стно. Круги от инициативы Булатова рас ходились. все шире. Леонид Александрович Кунин предло жил Семену Егоровичу остаться работать у них на заводе. Это было лестное предло жение, но Булатов его не принял. Он боял ся однообразия. Его воображению рисова лись заводы и институты, сложные маши ны, задачи неожиданные и дерзкие. И все-таки старая дружба не забылась. Время от времени Булатов появлялся на заводе точного машиностроения — с ним советовались каждый раз, как в производ ство запускались новые марки изделий. И настал час, когда завод вновь предло жил Семену Егоровичу интересную само стоятельную работу. На сей раз речь шла о видеомагнитофо не «Кадр-3», предназначенном для теле центров. Одним из цервых сделал заказ Московский телецентр в Останкино. Була тов объявил, что должен съездить туда: «Нельзя создавать вещь, не зная условий, в которых ей предстоит работать». Он допекал специалистов бесчисленными «почему», присматривался к работе опера торов, к цвету стен и форме комнат, сидел в библиотеке. Вернулся домой с твердым убеждением, что «сундучная форма» ста рых видеомагнитофонов — это закрытая «вещь в себе». Некрасива, операторам не удобно с ней работать — трудно добраться до «кнопок», приходится часто опускаться на корточки... Вместе с Юрой Волковым, совсем моло дым дизайнером, Семен Егорович искал но вую идею. Юра был хорошим помощником. Американцы говорят: если хотите сделать патроны — не поручайте это военным. Бу латов, и тем более Волков, не были «воен ными», им не мешали каноны, они их про сто не знали. Заводской куратор художни ков — руководитель отдела Владимир Иоси фович Шейхетов просил о немногом: — Не надо мудрить, причешите немного то, что есть. — Нам это раз плюнуть, но ведь сове стно,— говорил Булатов.— Давайте сдела ем два варианта: один — причешем, дру гой — предложим свое. Это был дипломатический ход. Он знал, что будет отстаивать новое решение. Оно возникло, как это часто бывало, внезапно, хотя готовилось давно. Вместо «сундука» — стройное «дерево»: стойка, на которую как бы нанизываются все части аппарата. Можно регулировать высоту, легко вынимать и менять начинку, пульт вынесен наружу. Оператор работает стоя или сидя (есть подвижное сиденье). Даже непосвященный мог бы залюбоваться лег ким белым макетом. Вечно занятый Шейхетов пригласил Бу латова с Волковым к себе домой, и там, за чаем и музыкой, они рассказали о своем решении. Шейхетов не мог не согласиться, что второй вариант лучше «причесанного». Через несколько дней он привез в мастер скую к Булатову . Кунина и директора за вода Михаила Николаевича Королева. Обаятельные люди, они вызывали у Семена Егоровича уважение и симпатию. Но сей час, он это знал, будет непросто догово риться. Королев и Кунин внимательно осмотре ли белый макет, планшеты обоих вариан тов и переглянулись. — Это, конечно, хорошо, но ведь нам все придется переделывать,— медленно про изнес директор. Семен Егорович выложил свои аргумен ты. Он говорил, что пора, наконец, пере стать кланяться американцам (прежний ви деомагнитофон напоминал по виду амери канский), что так мы никогда ничего сво его не сделаем. Он напоминал о возможном экспорте видеомагнитофонов во Францию, куда уж наверняка надо посылать что-то свое. Это был пылкий монолог, в котором
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2