Сибирские огни, № 011 - 1971
он не раз сравнивал их с тем, что знал о советской экспозиции далекого двадцать пятого года в Париже. Сравнения оказы вались часто не в пользу современников. Та, парижская экспозиция, с точки зрения Булатова, была демонстрацией идей моло дой республики Советов, а именно такого ощущения ему недоставало на некоторых наших вернисажах. Размышляя об этом, он говорил себе, что надо делать самое главное, не мель чить, не размениваться на пустяки. Он вы брал дизайн, может быть, именно потому, что считал его настоящим делом, делом «на магистрали», делом, дающим конкрет ные результаты. Еще со времен службы в Советской Ар мии Семен Егорович испытывал тягу к ма шинам, на фронте был мотористом, затем механиком. Много позже он встретился и с самолетом, но уже как художник. Но об этом речь впереди. Пока же Булатов «грыз гранит», часа ми просиживал в «публичке», по ночам спорил до хрипоты с товарищами, экспери ментировал в студенческом научном обще стве... И при всем при этом еще умудрялся работать в реставрационных мастерских, чтобы послать немного денег в Новоси бирск, семье. Ведь ради «Мухинки» были принесены в жертву офицерские погоны Булатова со всеми вытекающими отсюда последствиями. Семен Егорович услышал «зов призва ния» в самый неподходящий момент: после окончания военной школы, имея за плеча ми десятилетний армейский стаж. Именно тогда выяснилось, что бесчисленные рисун ки — солдаты, самолеты, канистры, ведра — все это было вовсе не «между прочим», не ради разрядки в часы отдыха. Запрограм мированный в каждом человеке художник (станет ли он таковым, зависит уже от об стоятельств — в этом Семен Егорович убежден) пробудился и подал голос. И те перь никакая сила не смогла бы удержать Булатова от демобилизации. Сказать это легко, сделать было не так- то просто. Чтобы всегда оставаться самим собой, надо быть личностью. Булатов, как утвер ждают мухинцы, был. Он учился одержи мо, целеустремленно, не желая терять по пусту ни одного часа. Это можно было понять: зеленая моло дежь пришла в училище налегке и с бес печностью молодости не торопилась напол нить свои рюкзаки плодами с древа позна ния; Булатов принес с собой груз житей ского опыта, он уже знал, что время не терпит, и торопился восполнить упущенное. Когда в 1961 году новоиспеченный ди зайнер прибыл в Новосибирск, вместе с дипломом он привез самые радужные на дежды. Преддипломную практику Семен Егорович проходил на крупном новосибир ском заводе, защищал диплом по его теме (работу эту потом опубликовали у нас и в Чехословакии) и теперь должен был здесь же трудиться. Увы, дали себя знать сразу два барьера: моральный и материаль ный. Штатной единицы художника на за воде, разумеется, не было (как нет ее по ка на многих предприятиях страны). Була това оформили конструктором с весьма скромной зарплатой и весьма расплывча тым!) обязанностями и правами. Помыкавшись несколько месяцев в ко ридоре (рабочего места тоже как-то не оп ределилось), Семен Егорович заскучал. Он понял, что, сидя здесь, один, он не одолеет злополучных барьеров. Надо было как-то объединиться с коллегами и единомышлен никами. Катаев, Рябов, Медведев, Смир нов — товарищи Булатова по «Мухинке»— работали в Художественном фонде при Но восибирской организации Союза художни ков и занимались торговой рекламой. Он попытался к ним присоединиться, хотя де ло это было ему не по душе — тянуло к ма шинам. Однако рекламная эпопея продол жалась недолго. Произошли какие-то орга низационные изменения, и от услуг худож ников отказались (от рекламы, практиче ски, тоже). Предстояло ждать, пока в Ху дожественный фонд поступят заказы на ди зайнерские работы. И они, разумеется, по ступали, но все это были пустяки по срав нению с тем, чего жаждала булатовская душа. Семен Егорович пытался и сам завя зывать связи. Писал на Алтайский трактор ный — безрезультатно. Проще было бы, конечно, смириться и тихо ждать, пока жизнь взломает барьеры, мешающие расцвету дизайна. От этого те перь никуда не уйдешь. Булатов не хотел смиряться, он предпочитал, чтобы дизай нерский Ренессанс наступил раньше, а не позже. Скептицизм, который вызывала его профессия, можно было победить только делом. И вот тут-то и явилась ему судьба в об разе руководителей завода точного маши ностроения. Хлопот им булатовская группа наделала полон рот, больше, чем они ожи дали. Потребовалась уйма стройматериа лов, нужны были люди и деньги. Завод шел на все. Художникам выделили для ра боты целый «танцзал» — комнату площадью в 70 квадратных метров. Они ходили по це хам, разговаривали с людьми, спорили, ду мали. Булатов съездил к психиатрам — посоветоваться насчет цветового решения. Молодым дизайнерам не хватало пока опы та. Приходилось учиться у других. И груп па сидела вечерами в библиотеке, листала свои и зарубежные журналы. Семен Егоро вич выписал литературу по межбиблиотеч ному абонементу из Москвы, добрался до изданий двадцатых годов, в которых нашел немало полезного (и еще раз помянул доб рым словом тех молодых романтиков). На полях журнала «Декоративное искусство СССР», который Булатов получал домой, появлялись темпераментные карандашные комментарии. Товарищи только удивлялись терпению, с каким поглощал Семен Егоро вич страницу за страницей. Позже его ин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2