Сибирские огни, № 011 - 1971

ников. Если думать иначе — зачем и жить тогда? Признать, что город в нас не нуж­ дается?.. Он достал из кармана авторучку и за­ вертел ее в сильных, ловких пальцах. — Сейчас идет большой спор, даже на пленуме нашего Союза были его отголоски, по поводу места художника в проектирова­ нии. Мы-то считаем, что идти надо через дизайн, то есть через художественное про­ ектирование. Заложить в проект, где, что и как следует оформлять, и подключать к ра­ боте художников разных жанров — дела всем хватит. Тут определяющей должна быть концепция: архитектор плюс худож­ ник плюс строитель. А у нас бывает, в луч­ шем случае, архитектор плюс строитель, но уж почти наверняка — минус художник. Семен Егорович улыбнулся и развел ру­ ками. — Впрочем, кое-что все-таки пробуем,— поспешил он меня успокоить.— Пытаемся вот совместно с архитекторами работать над проектом новой городской гостиницы «Интурист»... Как часто бывает при первом знакомст­ ве, у нашего с Булатовым разговора оказы­ вается весьма широкий диапазон. От тор­ говой рекламы («В учреждении, которое ведает в Новосибирске рекламой, нет, по существу, ни одного квалифицированного художника, откуда же быть настоящей рек­ ламе? А в Ленинграде, например, вы уви­ дите блестящие витрины. Чем мы хуже?») до мыслей Делакруа по поводу смелости художника. — Век у нас масштабный. Все крупно. Техническая революция ломает старые нор­ мы жизни. Космос завоевываем. Стыдно только рисуночки рисовать.— Булатов ру­ бит воздух короткими фразами.— Нет, се­ годня художнику нельзя не идти в техни­ ку. На космодром бы — это дело! Под «рисуночками» Булатов имеет в ви­ ду, конечно же, не искусство вообще, а оп­ ределенную (камерную) тематику. И все же его максимализм кажется мне чрезмерным. В конце концов и «рисуночки» нужны лю­ дям. Фетиш техники не страшен истинному искусству. Но я догадываюсь, что «пере­ хлест» у моего собеседника от полемично­ сти, от жажды быть в гуще жизни. Спустя несколько дней зашел об этом разговор с известным в Новосибирске ху- дожником-монументалистом Александром Сергеевичем Чернобровцевым, и он под­ твердил мои предположения. Им с Булато­ вым приходилось вместе работать, много спорить. — Семена захлестывает преданность ди­ зайну,— говорил мне Чернобровцев.— Ему не хватает порой трезвого взгляда на весь арсенал искусства. Но это — болезнь вре­ мени. Она пройдет. Сейчас Булатов приз­ нанный авторитет в дизайне. По существу, именно он сумел привлечь к работе в про­ мышленности группу художников, которые прежде трудились в разных областях. Се­ мен сделал дизайн интересным не только для себя, но и для других. Его группа уж е завоевала в городе прочные позиции. И у Булатова характер как раз подходящий для такого дела — ясное мышление, спо­ собность ставить задачу и во что бы то ни стало добиваться ее решения. ...Наша с Булатовым беседа уже подхо­ дила к концу, когда Семен Егорович изви­ нился и сказал, что должен сделать один телефонный звонок. Я не прислушивалась к его разговору — торопилась записать в блокнот содержание беседы,— но интона­ цию невольно улавливала. «Он говорит с женщиной, к которой неравнодушен,— мелькнуло в голове,— и уж, конечно, не с женой». Стоило мне так подумать, как Булатов спросил у своей невидимой собе­ седницы о дочерях, и я поняла, что гово­ рит он все-таки с женой. Вот тебе и моя житейская умудренность!.. Эта деталь вспомнилась много позже, когда старый товарищ и коллега Булатова Юрий Констан­ тинович Катаев к слову сказал мне, что у Булатова «красивое» отношение к семье. Сейчас же разговор переходит на доче­ рей Семена Егоровича. Старшая учится в электротехническом институте, тяготеет к точным наукам и все-таки нет-нет и нач­ нет рисовать. Младшая, девятиклассница, натура явно гуманитарного склада. —- Не хочется, чтобы дети копировали нас, родителей,— немного смущенно гово­ рит Семен Егорович. «Личная» тема дает­ ся ему трудней деловой,— Пусть идут сво­ им путем. Но уж если «гены» — тогда ко­ нечно. Ольга (младшая) больше рисует. Только не любцт натюрморты, ей подавай все в движении... В прошлом году Булатов во время от­ пуска напросился вместе с Олей в археоло­ гическую экспедицию академика Окладни­ кова. Было там много молодежи — студен­ тов Новосибирского университета. Оля сначала смущалась, потом освоилась поти­ хоньку, подружилась с девочками. Все они участвовали в раскопках, а Семен Егорович много рисовал. Оба — отец и дочь — оста­ лись довольны поездкой. Теперь Семен Его­ рович мечтает повезти Олю в родную свою «Мухинку», поводить по кафедрам. Все это для того, чтобы девочка выбрала профес­ сию осмысленно, а не по инерции. Булатов попал в «Мухинку» как раз. в тот период, когда там начиналась перест­ ройка учебного процесса. Налаживались связи с производством, студенты проходи­ ли практику непосредственно на предприя­ тиях. Училище стало готовить не только специалистов декоративно-прикладного ис­ кусства, но и дизайнеров — художников для промышленности, способных занимать­ ся художественным проектированием. Семен Егорович, дотошно изучавший историю дизайна, восхищался молодыми романтиками и энтузиастами двадцатых го­ дов. Блуждая по выставкам, которые ста­ рался не пропускать, где бы ни находился.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2