Сибирские огни, № 011 - 1971
ложенные в некоторые из «золотых снов», только сейчас начинают получать при знание. Романтика революции, сшибка старого с новым породили ВХУТЕМАС, и с первых своих шагов он служил новому миру, слу жил революции. Молодые художники не только мечтали о будущем, но и «делали» его — они создавали проекты оборудования для трамваев, железнодорожных вагонов ,и кабин аэропланов, проектировали аэросани, кинопередвижки, школьную мебель. Не их вина, что материальная культура нашей промышленности еще не была подготовлена к осуществлению всех дизайнерских по рывов. Потом у нас долго не доходили руки до эстетики— страну одолевали иные, более неотложные заботы. А пока мы строили, воевали, восстанавливали разрушенное вой ной, на Западе дизайн набирал силу. Он стал чем-то неотделимым от капиталисти ческого бизнеса. Целая армия художников работала и работает теперь на потребу это го идола. Во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) небольшое предприятие, выпускающее бы товые электроприборы, радиоприемники, телевизоры, благодаря группе талантливых дизайнеров, за какие-нибудь десять лет раз рослось в одну из крупнейших в Западной Германии фирм, имеющую филиалы в стра нах Европы, Скандинавии, в США, Японии. Появился даже стиль, носящий имя хозяев фирмы,—•«Браунстиль». Прогрессивный американский социолог Чарльз Райт Миллс, страстный обличитель пороков современного капитализма, писал в журнале «Декоративное искусство СССР» об американских дизайнерах: «Независимо от его (дизайнера — М. Р.) эстетических претензий и его инженерных способностей, стоящая перед ним экономическая задача одна — продать товар... Глупым потребно стям продажи соответствуют, таким обра зом, глупое конструирование и переконст руирование... «Мы только лишь даем им то, что они хотят». Это Большая Ложь массо вой культуры и искусства, потерявшего свое достоинство. Это также слабый аргу мент культурного банкротства многих ди зайнеров... Потребности не возникают в не ких туманных закоулках души потребителя; они формируются сложным аппаратом шу михи, моды, убеждения и обмана». Советская техническая эстетика после почти тридцатилетнего перерыва вновь воз вращалась к жизни. Теория и практика ее рождались одновременно. Одно не вызыва ло ни у кого сомнений: если на Западе бог дизайна — Большая Продажа, то у нас этот бог — Человек. Но, чтобы дизайн стал тем, чем быть до стоин, надо преодолеть некий (он есть и поныне) моральный барьер — иногда пред взятости, иногда незнания, иногда равноду шия. Это недоверие к новому делу сущест вует не только на производстве, в среде конструкторов и руководителей предприя тий, но и в среде самих художников. * * * Я пришла ровно в назначенный Семеном Егоровичем час, но он еще не освободился. Заседание партбюро, по всей видимости, закончилось, остались два человека, о чем- то жарко доспоривавшие с Булатовым. Он возвышался над их головами — большой, чуть сутуловатый (казалось, гнется человек, как дерево от собственной высоты), и, от ражая атаки собеседников, явно сдержи вался, говорил ровным голосом. В облике Булатова не было ничего ар тистического, выдающего профессию ху дожника. Простое, крупное, немного скула стое лицо, рот твердых очертаний, глубоко сидящие глаза. Чем-то он напоминал Ва силия Шукшина — известного киноактера и писателя. Оппоненты Семена Егоровича ушли на конец. Еще не остывший от дебатов, он медленно расхаживал по тесной комнате партбюро и говорил скорее себе самому, чем мне: — Нет, все-таки, до чего наивный на род — художники. Думают, что многолет ние взаимоотношения с горисполкомом можно изменить одним телефонным звон ком. Позвонить, конечно, не трудно. Но не так все это делается. Больше надо самим проявлять инициативы, драки не бояться. Увидя на моем лице недоумение, он ми нуту передохнул и пояснил: — Это старая наша обида. Вернее, не обида даже, а недоумение. Можете себе представить, разрабатывают генплан строи тельства Новосибирска — и не приглашают художников. Совещание по строительст ву — мы проникаем туда «нелегально», по собственной инициативе. Булатов перестал ходить, присел возле стола. — Второй коммунальный мост будут строить,— продолжал он сердито,— о худож никах наверняка вспомнят, когда «виньет ки» понадобятся для украшения. А кому, спрашивается, думать о форме, о том, как впишется мост в «среду»? Все это надо ре шать при проектировании, архитекторам вместе с художниками, чтобы потом рука ми не разводить. Это ведь лицо города... Я догадываюсь: речь идет о наболев шем. Булатов снова шагает по своему кро хотному кабинету. Он и не горячится уже— размышляет вслух. — Сколько людей смотрит на тот же мост или, скажем, на интерьер магазина? Многие тысячи. Так как же можно сбрасы вать со счетов внешний вид «предметного мира», если, конечно, эстетическое воспита ние для нас не пустая болтовня?.. — Когда-то Мопассан бежал от Эйфе левой башни — она казалась ему верхом уродства. Сегодня технические сооружения уже воспринимаются иначе, в категориях эстетических. Та же Эйфелева башня стала эмблемой Парижа— одного из красивей ших городов мира... — Значит, и мост — прямое дело худож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2