Сибирские огни, № 011 - 1971
гелей цеха, цеховая мебель, цвет стен и ма шин — не была забыта, кажется, ни одна мелочь. Это было комплексное проект"ро- вание, за которое и ратовал Булатов. Соз дать обстановку, располагающую людей к творчеству. Целесообразность, удобство, красота. Проект несколько раз обсуждался и на заводе, и в кругу художников. И вот, на конец, бригады строителей и маляров под неукоснительным контролем Булатова и Ер- мишина взялись за дело. Когда серый, закопченный цех помоло дел, как бы расширился, заиграл краска ми, задышал свежим воздухом, художники обрели горячую поддержку в лице рабо чих. Как уверял потом отдел кадров, даже «текучесть» уменьшилась. Многое инструментальщики сделали своими руками. Они разбивали корявый асфальт, покрывающий пол, и вместе с въевшимися в него металлическими струж ками вывозили вон из цеха. Снабженцы, которым пришлось добывать взамен ас фальта мраморную крошку, ворчали: «Что это — завод или оперный театр?» Но крош ку все же привезли. Рабочие сами рыли «ложе» для вентиляционных труб и шин ных сборок, питающих станки (до сих пор они располагались рядом с машинами, у самого носа людей), мыли огромные за копченные окна, делали новые тумбочки. На глазах у всех исчезли решетки, от гораживающие цеховые «бытовки» («Зве ринец какой-то»,—’возмущался Булатов). В кладовые привезли целую систему дере вянных ящиков для хранения инструмен тов, и женщины-кладовщицы вздохнули свободней. Наконец-го они избавились от стеллажей, на которых все хозяйство ле жало в хаотическом беспорядке — попро буй найди быстро нужный инструмент. Начальник инструментального отдела Олег Алексеевич Волошин — старый, прож женный производственник — с серьезным видом рассуждал об «успокаивающем» са латовом цвете и «раздражающем» желтом, о «прямых линиях» рабочих тумбочек, гар монирующих с прямыми линиями располо жения станков (их тоже пришлось перест роить в более стройный порядок). Наконец, совершенно изменился облик гой самой наглядной агитации, с которой все началось: она обрела вид красивых стендов, хорошо сделанных фотографий... Соседи стали поглядывать на десятый с завистью, и заводское начальство решило не отпускать художников. Возможно, идея реконструкции других цехов 'завода существовала и прежде, но теперь она становилась реальностью. О та ком.размахе работ, можно было только меч тать. Тогда-то Семен Егорович кинул клич, и на заводе появилась упомянутая выше бригада его коллуг. Но тут придет.ся прокрутить ленту на шего повествования немного назад, чтобы кре-что пояснить. Как складывается у журналиста пред ставление о человеке? Из встреч и разгово ров с ним самим, с его товарищами по ра боте, из наблюдений за тем, как он делает свое дело. Я много раз беседовала с Семеном Его ровичем Булатовым, с его коллегами-ди- зайнерами. Я видела его проекты, макеты машин и приборов. Одного мне не удалось увидеть своими глазами: самый процесс его труда. Вероятно, это и невозможно. Ведь изображенный на планшете план-рисунок или сделанный из полистирола макет — ре зультат поиска, овеществленная мысль, а мысль нельзя увидеть. В лучшем случае можно лишь проследить за ее движением и развитием. Между тем главное в работе дизайнера — это как раз рождение идеи. Но в отличие от логики чисто инженерной здесь идея обретает форму образную, худо жественную. Ибо дизайн — это всегда целе сообразность плюс красота. Рассказывают, как знаменитый матема тик в ответ на вопрос об одном его учени ке воскликнул: «Ах, тот? Он стал поэтом — для математики у него было слишком ма ло воображения». Это, конечно, шутка. Но вместо слов «для математики» можно было бы с не меньшим основанием сказать «для дизайна», разве что звучала бы шутка ме нее парадоксально. Рождение, а точнее возрождение, совет ского дизайна началось спустя лет десять- пятнадцать после окончания Отечественной войны. Чем шире становились экономические связи нашей страны с заграницей, тем яс нее было, как много мы теряем из-за пло хой «упаковки» продукции. Советская мар ка била качеством, но часто уступала в оформлении. В результате государство несло большие убытки. Наконец, и свой, со ветский покупатель делался все придирчи в е е— он просто бойкотировал то, что ка залось ему некрасивым или неудобным. Одним словом, дизайн «назрел». Говорят, что иной раз новое есть прочно забытое старое. По сути, дизайн у нас в стране начался в первые же послерево люционные годы. В 1920-м Владимир Ильич подписал декрет о создании знаменитого ВХУТЕМАСа — высших художественно-тех нических мастерских, сыгравших немалую роль в утверждении дизайна как части со ветской художественной культуры. Школа эта объединяла на равных правах факуль теты художественные и производственные, предполагая свободные контакты между ними. Несколько лет ректором ВХУТЕМАСа была такая яркая творческая личность, как В. Фаворский. Студенты Госмастерских, ставших основой ВХУТЕМАСа, участвова ли в печатании Окон РОСТа, этого «обслу живания горстью художников вручную ста- пятидесятимиллионного народища», как пи сал Маяковский. В воображении ребят воз никали удивительные города будущего, син тез искусства и индустрии. Большинство их грез так и остались на бумаге, а идеи, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2