Сибирские огни, № 011 - 1971
МАРИНА РУБИНА П риш лш 1 чен©Iе, которое подготовлено Люди, мало знающие Булатова, считают его встречу с руководителями Новосибир ского завода точного машиностроения слу чайностью. На самом деле это было чем-то вроде веления судьбы. Семену Егоровичу предложили заново оформить наглядную агитацию в одном из цехов завода. — Цех будет реконструироваться,— ска зали ему при этом. — Я хотел бы взглянуть,— объявил он. Пригласили цеховое начальство, те по вели Булатова к себе, показали наглядную агитацию. Она имела весьма жалкий вид, но художник, кажется, больше заинтересо вался не ею, а самим помещением цеха. Глаза его цепко оглядывали ряды машин, фигуры рабочих, стены, потолок, систему вентиляционных труб, опутавших термиче ское отделение. На начальника цеха обру шились вопросы, не имевшие к наглядной агитации никакого отношения. Зачем в це хе перегородки? Почему именно такой вы соты? Какое для рабочих удобней освеще ние? Куда выбрасывается пыль? .Устраива ет ли вентиляция?.. — Давайте, я сделаю вам проект рекон струкции цеха,— внезапно предложил гость.— Наглядная агитация, конечно, нуж на, но ведь добрая хозяйка сначала приве дет в порядок квартиру, а потом уже раз весит картины. Разговор перешел в кабинет директора завода. У Семена Егоровича были уже кое- какие идеи, они требовали консультации с заводскими специалистами. Решили, что он сделает эскизы, тогда можно будет го ворить конкретно. Булатов «переселился» в цех. Чем глуб же влезал он в проект, тем все большее число людей оказывалось втянутым в его орбиту. Одни его поддерживали, другие не доверчиво пожимали плечами. Но он уже становился своим человеком на заводе. И был по-настоящему счастлив. Когда стало очевидным, что объем ра боты (по ходу возникали все новые и но вые проблемы) для одного человека непо силен, Семен Егорович поехал к Борису Ермишину, тоже выпускнику «Мухинки» (так в среде художников называют Ленин градское высшее художественно-промыш ленное училище нм. Мухиной). Тот был по образованию скульптором, а не дизайнером и тем не менее согласился помочь. Человек добросовестный (Булатов знал это), Борис активно впрягся в дело. Со временем он и сам увлекся так, что, когда речь зашла о проекте реконструкции других цехов, у Булатова уже был помощ ник с «горящими глазами». Чуть позже к ним присоединились Анатолий Угримов (ныне один из ведущих новосибирских ди зайнеров), Иван Рябов, Сергей Карпов. То, что Булатов и Ермишин предложи ли на техсовете по десятому инструмен тальному цеху, в общем-то не было ново стью для специалистов: художники скоор динировали и воплотили на бумаге их соб ственные пожелания. И все же споров воз никло немало. Булатов добивался уничтожения много численных перегородок, создающих впечат ление тесноты. — Да вы подумайте сами,— убеждал он скептиков.— То ли мастер входит в цех и видит вместо людей и станков заборы, то ли ему открыт весь обзор. Люди должны видеть друг друга. Теснота угнетает, дела ет человека угрюмым, давит на него. Он обрушивался на низкие, давящие по толки, на плохое освещение. Предлагал расширить проезды для цехового транспор та. Вентиляционные трубы-спруты, нави сающие над головами рабочих, по проекту художников должны были исчезнуть вовсе: предполагалось сделать в полу отводные каналы и выбрасывать пыль вниз через од ну трубу. Рабочие места станочников и руководи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2