Сибирские огни, № 011 - 1971

МАРИНА РУБИНА П риш лш 1 чен©Iе, которое подготовлено Люди, мало знающие Булатова, считают его встречу с руководителями Новосибир­ ского завода точного машиностроения слу­ чайностью. На самом деле это было чем-то вроде веления судьбы. Семену Егоровичу предложили заново оформить наглядную агитацию в одном из цехов завода. — Цех будет реконструироваться,— ска­ зали ему при этом. — Я хотел бы взглянуть,— объявил он. Пригласили цеховое начальство, те по­ вели Булатова к себе, показали наглядную агитацию. Она имела весьма жалкий вид, но художник, кажется, больше заинтересо­ вался не ею, а самим помещением цеха. Глаза его цепко оглядывали ряды машин, фигуры рабочих, стены, потолок, систему вентиляционных труб, опутавших термиче­ ское отделение. На начальника цеха обру­ шились вопросы, не имевшие к наглядной агитации никакого отношения. Зачем в це­ хе перегородки? Почему именно такой вы­ соты? Какое для рабочих удобней освеще­ ние? Куда выбрасывается пыль? .Устраива­ ет ли вентиляция?.. — Давайте, я сделаю вам проект рекон­ струкции цеха,— внезапно предложил гость.— Наглядная агитация, конечно, нуж­ на, но ведь добрая хозяйка сначала приве­ дет в порядок квартиру, а потом уже раз­ весит картины. Разговор перешел в кабинет директора завода. У Семена Егоровича были уже кое- какие идеи, они требовали консультации с заводскими специалистами. Решили, что он сделает эскизы, тогда можно будет го­ ворить конкретно. Булатов «переселился» в цех. Чем глуб­ же влезал он в проект, тем все большее число людей оказывалось втянутым в его орбиту. Одни его поддерживали, другие не­ доверчиво пожимали плечами. Но он уже становился своим человеком на заводе. И был по-настоящему счастлив. Когда стало очевидным, что объем ра­ боты (по ходу возникали все новые и но­ вые проблемы) для одного человека непо­ силен, Семен Егорович поехал к Борису Ермишину, тоже выпускнику «Мухинки» (так в среде художников называют Ленин­ градское высшее художественно-промыш­ ленное училище нм. Мухиной). Тот был по образованию скульптором, а не дизайнером и тем не менее согласился помочь. Человек добросовестный (Булатов знал это), Борис активно впрягся в дело. Со временем он и сам увлекся так, что, когда речь зашла о проекте реконструкции других цехов, у Булатова уже был помощ­ ник с «горящими глазами». Чуть позже к ним присоединились Анатолий Угримов (ныне один из ведущих новосибирских ди­ зайнеров), Иван Рябов, Сергей Карпов. То, что Булатов и Ермишин предложи­ ли на техсовете по десятому инструмен­ тальному цеху, в общем-то не было ново­ стью для специалистов: художники скоор­ динировали и воплотили на бумаге их соб­ ственные пожелания. И все же споров воз­ никло немало. Булатов добивался уничтожения много­ численных перегородок, создающих впечат­ ление тесноты. — Да вы подумайте сами,— убеждал он скептиков.— То ли мастер входит в цех и видит вместо людей и станков заборы, то ли ему открыт весь обзор. Люди должны видеть друг друга. Теснота угнетает, дела­ ет человека угрюмым, давит на него. Он обрушивался на низкие, давящие по­ толки, на плохое освещение. Предлагал расширить проезды для цехового транспор­ та. Вентиляционные трубы-спруты, нави­ сающие над головами рабочих, по проекту художников должны были исчезнуть вовсе: предполагалось сделать в полу отводные каналы и выбрасывать пыль вниз через од­ ну трубу. Рабочие места станочников и руководи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2