Сибирские огни, № 010 - 1971

рассмотрении — остается лесом, потому у поэта и сказано: «в отдаленья». Под стать сравнениям и эпитеты в сти­ хах Леонида Андреева, они просты и полно­ весны. Вот рисунок осеннего утра: «сырая рассветная рань», «серое мерцанье широких журавлиных крыл». Эти слова даже в от­ рыве от живой ткани стихотворения — поэ­ тичны, точны и, как веточка ивы, способ­ ны пустить корни и стать стихом. Несколько слов о философской лирике. Леонид Андреев сторонник идей антро­ поцентризма. Первопричина мира и красоты мира, ее мерило и символ — Человек. Чело­ век— центр и высшая ценность Вселенной. Все, что происходит на свете, идет от Чело­ века. Эти мысли поэт высказывает с завид­ ной последовательностью и убежденностью в многочисленных вариациях, на разном материале,— от простой спички («Сумерки») до движения светил («Ответственность»). И, видя эти чудеса, Ужель душа не виновата В том, что остыли небеса И лес притих перед закатом? («Перед закатом») Уж не мы ли сами В этот лунный след Слабыми глазами Уронили свет? («Спи, моя усталость») Ведь от дыхания людей Земля становится теплей. («Склонись с улыбкой к малышу») Вновь сумерки пришли. Но все вокруг Дыханием моим освещено. («И снова сумерки») И небо глубже делается, словно От глаз моих прогнулась синева. («Гляж у в небо») Тут пора поставить «и т. д.» и сказать, что в книге эта мысль из-за многочислен­ ных повторений порою кажется навязчивой, категоричной и спорной. Но кто сказал, что все талантливое — бесспорно? Тем более, пообок с «магистральной идеей» столько троп и дорожек столько тонких лирических стихов, следящих неуловимые движения души я вечное движение времени и жизни, что читатель приняв только эту сторону работы Леонида Андреева, не преминет признать в нем подлинный добрый талант, умение говорить искренне, видеть мир све­ жим и молодым. Что же касается кажущейся нам кате­ горичности и навязчивости, то, видимо, чув­ ствуя ее, сам поэт уже и в этой книге делает попытки шире взглянуть на мир и предста­ вить нам Человека не только «царем при­ роды», но и кровным братом всего сущего. И в этих стихах Леонид Андреев,— по складу дарования — оптимист,— восклицает: Я светло и надежно Слит с землею своей. Александр ПЛИТЧЕНКО Н. Колмогоров. Красные мадьяры. Ново­ сибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 19/0. Наша историческая литература о боевом товариществе и дружбе сынов разных на­ родов пополнилась книгой Николая Колмо­ горова «Красные мадьяры». Архивариус по профессии, неутомимый следопыт по призванию, Н. Колмогоров не один год отдал поискам материалов о крас­ ных мадьярах — активных участниках борь­ бы за власть Советов в Омске. До сих пор было известно, что в годы гражданской войны только в Одессе дей­ ствовала Иностранная Коллегия, . объеди­ нявшая пролетариев многих стран. Ей по­ священо несколько книг. О ней известно и советскому, и зарубежному читателю. А вот о том, что в Омске в восемнадцатом году была создана такая же Коллегия и что она вела огромную работу в лагерях для воен­ нопленных, где находилось несколько де­ сятков тысяч уроженцев бывшей Австро- Венгрии,— об этом знали немногие. Знали больше понаслышке. Сибирский следопыт не только доказал, что такая Коллегия су­ ществовала, но и по крупицам собрал все, что относилось к ее активным действиям. Действовала Коллегия в трудных усло­ виях. Ее призывы к классовой солидарности не сразу дошли до тех, кому они были ад­ ресованы, не сразу «вчерашние враги по фронту» становились в ряды красных бой­ цов. В книге правдиво нарисована обстанов­ ка в омских лагерях для военнопленных того времени: «...Большинство военнопленных все еще стояло в стороне от всяких политических вопросов. Сильно было: «не наше дело!». Сильно было: «Нам бы как-нибудь пере­ жить, выжить...». Многие еще находились под гипнозом мундира, под страхом перед существующими законами и боязнью по­ следствий после возвращения на родину. Во всем этом, несомненно, сказывалось и то, что свыше 60 процентов военнопленных ом­ ских лагерей — еще недавние крестьяне и батраки, которые чурались политики». Н. Колмогоров рассказывает, как прав­ да, большевистская правда, пробивалась че­ рез колючую проволоку, проникала в бара­ ки, как спадала пелена с глаз и как люди, не знающие русского языка, становились в ряды бойцов, снова брали в руки винтовки и шли защищать власть, которая не была для них чужой. В книг? приведено письмо пламенного Кароя Лигети, признанного вожака Иност­ ранной Коллегии, отправленное из Омска в Будапешт в семнадцатом году : «11 часов ночи. Сейчас пришел от това­ рищей, которые обыкновенно ¡-собираются а другом бараке, где каждый вечер от пяти до одиннадцати мы проводим беседы о рус­ ской революции, о социализме Мы все ста-; ли большевиками, отсюда мы повезем до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2