Сибирские огни, № 010 - 1971
Сам Яков настойчиво утверждает свою си стему. «Все мы приспособленцы — одни по лучше, другие похуже... Все нормальные Люди врали, врут и будут врать во веки ве ков... Человеку становится все труднее и труднее жить среди подобных... Подлость растет, развивается вместе с обществом, потому что она такая же вечная отличи тельная черта людей, как доброта, жесто кость, глупость...» Так в таежные дебри забредает вульгар ный вариант самых современных буржуаз ных проповедей, чтобы обосновать обыва тельщину и трусость. «Пока не оперился, не чирикай»,— внушает Яков Лешке, И хотя мы видим, что правдолюбие, отвага и са мостоятельность младшего Ерошева ведут его к гибели, мы в то же время убеждаемся в его подлинной красоте и подлинном ве личии. Дерзнув на трагическое решение те мы, молодой писатель, несмотря на неопыт ность и недостаток мастерства, сумел по бедить: он убеждает и волнует нравствен ной чистотой своего юного героя. Поэтому читатель должен понять и поверить в то, что трагическая смерть Алексея во многом вызвана и его собственной ошибкой: под влиянием минутного отчаяния он забыл о своем главном принципе — необходимости ве рить в людей. Следовательно, в повести Г- Ни колаева, как всегда в трагедии, гибель героя утверждает торжество его идей. Думается, что успех молодого прозаика радостен именно потому, что он смело выбрал траги ческий аспект изображения жизни, а такой выбор еще никогда не облегчал художнику решение его задач. Л. ФИНК Леонид Андреев. Камертон. Лирика. Ха баровск, кн. изд., 1971. Эта книга старательно и аляповато оформлена, составлена без должного отбора и системы, но есть в ней то, ради чего во обще пишутся стихи, ради чего издаются поэтические сборники. Есть в ней Поэзия неподдельная, нерасчетливая, самобытная. «Три раздела книги— стихи о природе, философская и гражданская лирика — от ражают основные темы поэзии Леонида Андреева»,— пишет в редакторском преди словии Л Завальнюк. Менее других удачен в книге третий раз дел. Тут нередко встречаются «проходные» строки: «голубой высокий взгляд», «зака ляются сердца и сталь в одном огне», «ме лодия добра», «орган любви и слов клавиа тура — высокая симфония души». В стихот ворении «Родина» сказано: «Иду—-беспеч ный леловече»,— форма звательного паде жа здесь неуместна. Есть строки, которые лишены смысла: «О Родина моя, пойми ме ня! Не потакай моим печалям. Я назову тебя по имени распахнутым российским да лям». Есть вариации на темы А. Блока («Русское поле»), Л. Мартынова («Перво проходцы»), А. Вознесенского («В наш век...»), есть пересказ плача Ярославны, явно уступающий первоисточнику... К счастью, не этот раздел «делает пого ду» в книге с претенциозным и случайным названием «Камертон», хотя и здесь, наря ду с неудачными, есть прекрасные строки, которые, впрочем, трудно подвести под оп ределение «гражданская лирика». И в сердце льется без помех Зеленый свет от пашни вешней, Спокойный синий свет от рек И черный свет от пашни свежей. («Перед севом») Прелесть этого четверостишия, на мой взгляд, в гармоническом соседстве ясной и определенной цветовой гаммы и неточных, мягких рифм с заударными шипящими. Та кие рифмы громко не произнесешь. Они словно бы размывают границы составных цветов гаммы — зеленого, синего, черного. Подобно воздуху весны, который полон вла ги и тишины, они делают четверостишие живым и спокойным. Пейзажные стихи с полным правом можно отнести к лучшим достижениям поэ та. Пейзажи Леонида Андреева — это не статичные буколики, не смутные видения неясного ока, это мир динамичный, много цветный, насыщенный запахами и звуками. Еще неохотно сквозит синева Меж туч. И дорога каналу подобна. В беспамятстве жутком застыла листва, И гром свой урок повторяет подробно, И дождь застилает пространство вдали,— Но лес осветило сияньем неровным; И там, где прохлада коснулась земли. Все поле дымится, как будто жаровня. («После грозы») Каждая строка здесь кажется замкну той, обособленной. Однако соединенные в стихотворение, строки не только точно ри суют картину послегрозовой природы, но и передают состояние человека, его взбудора- женндсть, когда цепкий взгляд выхваты* вает из видимого и разъятого грозою мира яркие измененные куски — синеву меж туч, мокрую дорогу, застывшую листву, широ кое дымящееся поле. Леонид Андреев строит свои образы не на единичных и поверхностных сходствах предметов или явлений, его образы зримы, объемны, точны по мысли и настроению, органичны. В низине озером разлит Избыток тающего снега. И в отдаленьи лес стоит Подобьем Ноева ковчега. («Начало паводка») Действительно, синеющий вдалеке на гриве лесок, окруженный полою водою, на поминает некий корабль. К тому же вся лесная и полевая живность спасается в этом леске-корабле от весеннего потопа. Но, как сказка о Ноевом ковчеге, несмотря на изыскания зарубежных археологов, остает ся сказкой, так и лес — при ближайшем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2