Сибирские огни, № 010 - 1971
противно, что он тихо матерился сквозь зубы», Чугреев не может остановиться, и машина нравственного развращения людей продолжает работать. Знание жизни подсказывает Г. Николае ву очень точную и в то же время волную щую деталь: бывший уголовник Мосин, ус лышав распоряжение Чугреева, внезапно уходит от своего нового, рабочего облика и говорит «с придыханием, шепеляво, по- блатному». Как иначе он может реагиро вать, вновь оказываясь на грани преступле- ' ния? Но Чугреев — человек опытный, он знает, что подавить блатную истерику нуж но твердой, неумолимой рукой. И он гово рит ему грозно, спокойно: «Ты не шепелявь, я таких шепелявых че рез буй по-флотски. Тебе нужна характери стика. Без нее в город не пустят, так? Баш «а баш. Понял?» Шантаж закончился, ма шина, запущенная Каллистовым, раздавила еще одного человека, и на магистрали нача лась преступная и халтурная погоня за метражом. До возникновения этих катастрофиче ских обстоятельств, в которых так тесно яереплетаются производственный и мораль ный ущерб, у героев Николаева была, как нетрудно заметить, одна общая чрезвычай- яо существенная черта: все лучшее в них формируется участием в совместном труде. Здесь, на производстве, в них высвечиваются черты нового человека, а всяческая накипь я скверна как бы отступают, стушевывают ся. Но их раздвоенность, внутренняя проти воречивость не могут не сказаться, и в по воротный, решающий момент душевная тре щина как бы расширяется, распространяясь и на главное. В этом и опасность дисгармо нического человека. Уже сделав решающие шаги к новому, он может не устоять пе ред жизненными бурями, согнуться, отсту пить, и тогда, кто знает, куда унесет его логика падения. Инженера Ерошева, бригадира Чугреева я сварщика Мосина движение вспять при вело к трагедии. Механизм вранья внезапно, но вполне закономерно, отказал, когда его действия столкнулись с цельным, гармоническим че ловеком, Ерошевым-младшим. Алексея после школы потянуло к насто ящему делу, и он, «в старших классах про ходивший сварку», поехал на трассу, чтобы попытаться применить свои знания. Первое знакомство с виртуозным мастерством Мо сина щелкнуло по его самолюбию, но в то же время разбудило жажду совершенство вания и хорошую стимулирующую зависть. И вдруг Алеше суждено узнать, что образ цовый труженик, великолепный умелец Мосин — халтурщик и рвач, который выго няет метры, не считаясь с качеством. Алексей никогда не знал компромиссов. Вступая в комсомол, он писал: «Обязуюсь быть честным, смелым, принципиальным», и в этих словах была абсолютная убежден ность, унаследованная и от деда, «желез ного коммуниста, участника гражданской войны», и от отца, который всегда был для сына подлинным примером преданности пар тии. Встреча с Мосиным оказалась для Алексея первым столкновением с двуличи ем, с фальшью, приспособленчеством, и по нятно, что он должен был бурно реагиро вать: разочарование всегда болезненно, но нет, наверно, более тяжелой психической травмы, чем крушение веры в своего иде ального героя. Поэтому ясно, какую острую боль, какую бурю чувств суждено было пережить Алеше, когда он узнает, что Мо син гонит брак по приказанию его отца. Увидев подпись отца под приказом, Лешка заплакал, а затем, преодолев слабость, не навидя в эту минуту и самого себя, он бро сился в бой, он начал действовать на свой страх и риск. Мосин по приказу отца в спешке кое-как сваривал трубы, и его бракованные швы грозят бедой: утечкой газа, взрывом, пожа ром, катастрофой. И Лешка Ерошев решил драться в одиночку, уничтожить работу бракоделов. Вооружившись горелкой, он на чисто выжигал бракованный шов. «В же стокой схватке с пламенем металл раскалял ся добела, держался из последних сил и вдруг таял и бежал тяжелыми светящимися каплями. Это не шов — это сама подлость и ложь разлетаются шипящими брызгами». Занятый своей разрушительной работой, Лешка не видел, что неподалеку Мосин, только слегка вздремнув, за счет своего сна вновь вышел работать, «подправлять брако ванную плеть». А Мосин увидел Ерошева, увидел, как мальчишка уничтожает его труд, бросился к нему и попытался вырвать горелку. В какое-то мгновение схватки пламя лизну ло Мосина по лицу, а затем жарким лез вием полоснуло по тонкому белому горлу Ерошева... Через несколько часов отец стоял над мертвым сычом и не хотел, не мог поверить, что уже ничем и никогда нельзя исправить случившееся. Так в духе античных трагедий, мотивом возмездия завершается бескомпромиссная, суровая повесть молодого писателя. И при этом — очень емкая повесть. Центральный сюжетный мотив далеко не исчерпывает ее содержания. Емкость повести прежде всего прояви лась в том, что Алексей Ерошев сдает эк замен на человека не только в сфере про изводства. История его пылкой юношеской страсти к грешной, многоопытной Вальке очень органично входит в ткань повести, ибо и здесь поэзия молодости, истинного чувства и нравственной чистоты убедитель но торжествует над унижающими человека фальшью и меркантильностью. Наконец. Г. Николаеву удается раскрыть и философию того трусливого приспособлен чества, которое позволяет всяческим Кал листовым рвать правду в «мелкие клочья». От высланного из Чосквы вчерашнего ту неядца Якова Лешка слышит, что «в каж дой каналье целая философская система».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2