Сибирские огни, № 010 - 1971
Это влечет к нему главного героя и дру гих людей. Но есть в Кибальчиче и что-то грубое, бесшабашное, давящее. Столкнове ние с ним Димы -не просто соперничество, но борьба моральных принципов. Это рас крыто автором в психологическом поединке Димы и Володьки после совершенного пре ступления. Володька ощущает огромную тяжесть нравственной ответственности. Но в «крушении» Кибальчича и заключено его нравственное возрождение, тяжелая победа над собой. «— Устал я...— тихо сказал Кибальчич. Он ничуть не рисовался и не искал со чувствия. Он действительно устал, и это было видно. Лежали на столе его руки, и лежало на руках лицо с закрытыми гла зами, но руки были страшнее. Они казались так тяжелы и неподвижны, так жутко тя желы, что непонятно было, как стол вы держивает эту тяжесть и не ломается под руками и под усталостью». Прозаический «цикл» в альманахе завер шается рассказом О. Корнильцева «Живет моя отрада» и своеобразной аллегорией В. Попова «Последняя ночь октября». Оба автора выступили интересно, хотя на осно ве только этих рассказов трудно судить об их творческом потенциале. Поэзия в альманахе представлена под боркой стихотворений Ростислава Филиппо ва и дебютантов: Л. Сухаревской, В. Са- фьянникова, Г. Боброва, Н. Беляева, Р. Яко- вец. Очень хорошо, что редакция альманаха открыла специальный раздел «Дебюты», в котором намерена публиковать молодых поэтов и прозаиков. Разумеется, не все, кто печатается в данной рубрике, станут про фессиональными литераторами. Но, как вер но замечено в сопроводительном редакцио- онном пояснении к разделу, «не будем за глядывать вперед, но станем свидетелями того, как из народного духовного истока начинают путь пока ручьи, а завтра, может быть, реки». Стихи начинающих поэтов сви детельствуют об их одаренности, а «геогра фия» талантов — о плодотворной силе не объятной земли сибирской. Привлекает внимание в альманахе очерк И. Фонякова «Бунт молодых» — результат его поездки в Японию. Книга И, Фонякова «Восточнее Востока», из которой взят очерк, опубликована в журнале «Сибирские огни», вышла в Западно-Сибирском книж ном издательстве. Автор очерка анали зирует сложную проблему японского моло дежного движения. При этом очеркист не только рассуждает, не только теоретизи рует, но и создает впечатляющий образ «молодой Японии». Удачен и очерк Л. Кокоулина «Хирур ги». Писатель крепко построил очерковый сюжет, искусно описал характеры и рас крыл психологию героев. В разделе «Литературоведение» напеча тана статья Дины Сизых о замечательном труженике науки, этнографе и фольклори сте Г. С. Виноградове. Автор знакомит ши рокого читателя с необыкновенным чело веком и ученым, жизнь которого — благо родный творческий подвиг. Своеобразным продолжением начатой Д. Сизых темы об изучении народного творчества является живо написанная статья Е. Шастиной «Поэтическая Куленга», рассказывающая о бытовании различных фольклорных жанров, о талантливых скази телях и сказочниках, живущих на берегах «волшебной» Куленги. Как увлекательный рассказ читается помещенная в разделе «Наука» статья А. С. Плешанова о насекомых — «Маленькие соседи по планете». Заключается альманах статьей о сибир ской сокровищнице искусства — Иркутском областном художественном музее, о кото ром пишет его директор заслуженный ра ботник культуры РСФСР А. Д. Фатьянов. Какое же впечатление выносишь из чте ния альманаха? Сборник в целом привлекает разнооб разием и содержательностью материалов, профессиональный уровень которых высок. Книга хорошо оформлена и иллюстрирова на. Это важно для того, чтобы привлечь читательское внимание, сделать альманах популярным изданием и, возможно, уве личить его тираж (сейчас всего 5000 экз.). в. одинокое Г. Николаев. Плеть о двух концах. По весть. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1970. В повести Г. Николаева все очень мо лодо: от нервных, стремительных порывов восемнадцатилетнего героя до авторского стиля, который еще не перебродил, не ус тоялся, и поэтому повесть как бы «сварена» из разных кусков: в ясную, выразительную прозу вдруг врывается суховатая коррес понденция. Но «издержки производства», хоть и вызывают досаду, довольно быстро забываются. Их вытесняют суровая прав дивость и напряженный драматизм сюжета, отчетливо выписанные характеры основных участников трагедии, происшедшей осенью 1959 года в глухом таежном краю. Назвать место и время событий необхо димо, ибо повесть Г Николаева может быть правильно понята, только если очень точно учитывать ее конкретно-историческую обусловленность. Характер конфликта не посредственно вытекает из так называемого волевого начала в руководстве хозяйством, которое абсолютно чуждо сегодняшнему дню социалистического общества с его тре бованиями объективных, научно обоснован ных решений. И психология людей, уча ствующих в конфликте, может быть разга дана только при учете того обстоятельства, что в большинстве своем они оказались в дальних районах Сибири отнюдь не по доб рой воле. Поэтому герои Г. Николаева, как правило, люди трудной судьбы, противоречи вых и сложных характеров. Не так просто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2