Сибирские огни, № 010 - 1971

Это влечет к нему главного героя и дру­ гих людей. Но есть в Кибальчиче и что-то грубое, бесшабашное, давящее. Столкнове­ ние с ним Димы -не просто соперничество, но борьба моральных принципов. Это рас­ крыто автором в психологическом поединке Димы и Володьки после совершенного пре­ ступления. Володька ощущает огромную тяжесть нравственной ответственности. Но в «крушении» Кибальчича и заключено его нравственное возрождение, тяжелая победа над собой. «— Устал я...— тихо сказал Кибальчич. Он ничуть не рисовался и не искал со­ чувствия. Он действительно устал, и это было видно. Лежали на столе его руки, и лежало на руках лицо с закрытыми гла­ зами, но руки были страшнее. Они казались так тяжелы и неподвижны, так жутко тя­ желы, что непонятно было, как стол вы­ держивает эту тяжесть и не ломается под руками и под усталостью». Прозаический «цикл» в альманахе завер­ шается рассказом О. Корнильцева «Живет моя отрада» и своеобразной аллегорией В. Попова «Последняя ночь октября». Оба автора выступили интересно, хотя на осно­ ве только этих рассказов трудно судить об их творческом потенциале. Поэзия в альманахе представлена под­ боркой стихотворений Ростислава Филиппо­ ва и дебютантов: Л. Сухаревской, В. Са- фьянникова, Г. Боброва, Н. Беляева, Р. Яко- вец. Очень хорошо, что редакция альманаха открыла специальный раздел «Дебюты», в котором намерена публиковать молодых поэтов и прозаиков. Разумеется, не все, кто печатается в данной рубрике, станут про­ фессиональными литераторами. Но, как вер­ но замечено в сопроводительном редакцио- онном пояснении к разделу, «не будем за­ глядывать вперед, но станем свидетелями того, как из народного духовного истока начинают путь пока ручьи, а завтра, может быть, реки». Стихи начинающих поэтов сви­ детельствуют об их одаренности, а «геогра­ фия» талантов — о плодотворной силе не­ объятной земли сибирской. Привлекает внимание в альманахе очерк И. Фонякова «Бунт молодых» — результат его поездки в Японию. Книга И, Фонякова «Восточнее Востока», из которой взят очерк, опубликована в журнале «Сибирские огни», вышла в Западно-Сибирском книж­ ном издательстве. Автор очерка анали­ зирует сложную проблему японского моло­ дежного движения. При этом очеркист не только рассуждает, не только теоретизи­ рует, но и создает впечатляющий образ «молодой Японии». Удачен и очерк Л. Кокоулина «Хирур­ ги». Писатель крепко построил очерковый сюжет, искусно описал характеры и рас­ крыл психологию героев. В разделе «Литературоведение» напеча­ тана статья Дины Сизых о замечательном труженике науки, этнографе и фольклори­ сте Г. С. Виноградове. Автор знакомит ши­ рокого читателя с необыкновенным чело­ веком и ученым, жизнь которого — благо­ родный творческий подвиг. Своеобразным продолжением начатой Д. Сизых темы об изучении народного творчества является живо написанная статья Е. Шастиной «Поэтическая Куленга», рассказывающая о бытовании различных фольклорных жанров, о талантливых скази­ телях и сказочниках, живущих на берегах «волшебной» Куленги. Как увлекательный рассказ читается помещенная в разделе «Наука» статья А. С. Плешанова о насекомых — «Маленькие соседи по планете». Заключается альманах статьей о сибир­ ской сокровищнице искусства — Иркутском областном художественном музее, о кото­ ром пишет его директор заслуженный ра­ ботник культуры РСФСР А. Д. Фатьянов. Какое же впечатление выносишь из чте­ ния альманаха? Сборник в целом привлекает разнооб­ разием и содержательностью материалов, профессиональный уровень которых высок. Книга хорошо оформлена и иллюстрирова­ на. Это важно для того, чтобы привлечь читательское внимание, сделать альманах популярным изданием и, возможно, уве­ личить его тираж (сейчас всего 5000 экз.). в. одинокое Г. Николаев. Плеть о двух концах. По­ весть. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1970. В повести Г. Николаева все очень мо­ лодо: от нервных, стремительных порывов восемнадцатилетнего героя до авторского стиля, который еще не перебродил, не ус­ тоялся, и поэтому повесть как бы «сварена» из разных кусков: в ясную, выразительную прозу вдруг врывается суховатая коррес­ понденция. Но «издержки производства», хоть и вызывают досаду, довольно быстро забываются. Их вытесняют суровая прав­ дивость и напряженный драматизм сюжета, отчетливо выписанные характеры основных участников трагедии, происшедшей осенью 1959 года в глухом таежном краю. Назвать место и время событий необхо­ димо, ибо повесть Г Николаева может быть правильно понята, только если очень точно учитывать ее конкретно-историческую обусловленность. Характер конфликта не­ посредственно вытекает из так называемого волевого начала в руководстве хозяйством, которое абсолютно чуждо сегодняшнему дню социалистического общества с его тре­ бованиями объективных, научно обоснован­ ных решений. И психология людей, уча­ ствующих в конфликте, может быть разга­ дана только при учете того обстоятельства, что в большинстве своем они оказались в дальних районах Сибири отнюдь не по доб­ рой воле. Поэтому герои Г. Николаева, как правило, люди трудной судьбы, противоречи­ вых и сложных характеров. Не так просто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2