Сибирские огни, № 010 - 1971

шего многонационального читателя, в их большой правдивости и художественной силе, в яркости, типичности образов. Их ге­ рои олицетворяют собою типичный в жизни коренных народов южной Сибири процесс духовного прозрения, приобщения под вли­ янием революции к новой жизни и новому быту, рождение новых общественных отно­ шений, нового человека, ощутившего себя хозяином своей земли. И все же таких крупных масштабных произведений, являющихся своего рода ху­ дожественным открытием новых, неведо­ мых доселе нашему читателю земель и на­ родов, пока еще мало в сибирских младо­ письменных литературах. Их можно пере­ честь по пальцам. Хакасская проза пока что обогатила на­ шу советскую литературу одним и по су­ ществу первым таким романом — «В дале­ ком аале» Н Доможакова. Судьба хакасского народа в годы рево­ люционного обновления некогда «забытой богом» и отдаленной окраины России, ко­ ренная ломка старых феодально-родовых отношений среди пастухов и охотников, нещадно угнетаемых баями и шаманами, путь народа к новой жизни и его невидан­ ный духовный рост под влиянием ленин­ ских идей — все это вместилось в рамки социально-бытового романа, вышедшего из-под пера писателя и явившегося итогом более чем сорокалетнего развития молодой литературы, ее прозы. Конечно, специфический путь хакасско­ го народа к социализму находил свое ото­ бражение в ряде произведений нашей со­ ветской литературы: историческое прошлое хакасов, жизнь и быт народа на разных этапах строительства новой социалистиче­ ской родины освещались в произведениях русских советских писателей Ф. Малова, Е. Филиппыча, А. Кожевникова, Б. Балте­ ра, А. Шеметова. И все же заметим, что произведения прозы, созданные русскими писателями, не могли обладать той глуби­ ной и силой проникновения в народную жизнь, какими обладает роман «В далеком аале», созданный художником, вышедшим из самых низов своего народа и на себе испытавшем байский гнет и жестокость. Большой жизненный опыт в сочетании с не­ заурядным писательским талантом позво­ лил Н. Доможакову с большей глубиной и психологической достоверностью нарисо­ вать правдивые и яркие характеры труже- ников-хакасов: вечного работника, носите­ ля народной мудрости и справедливости дедушки Хоортая, потомственных пасту- хов-следопытов Сагдая и его сына Сабиса, дочери Хоортая пастушки Домны и внучки Кнай, охотника-сагайца Кормаса, а также русских коммунистов-ленинцев Губенкова, Жаркова, бывшего красноармейца, кузнеца Федора Полынцева, прозванного хакасами Улуг Педором. В романе сильно звучит мысль об интернациональном братстве рус­ ских и хакасов, объединенных единой вези- кой целью: убрать с пути хакасского наро­ да баев и бандитов, махровых национали­ стов, замысливших отторгнуть Хакасию от Советской России. Все это в сочетании с художественной выразительностью и писательским мастер­ ством выдвигает роман Н. Доможакова «В далеком аале» в первый ряд значитель­ ных произведений про.ш! наших сибирских тюркоязычных литератур В последние годы отряд писателей-про- запков Хакасии пополнился за счет прито­ ка молодых свежих сил, группирующихся вокруг литературно-художественного аль­ манаха «Ах тасхыл» и областной газеты «Ленин чолы». В шестидесятые и семидеся­ тые годы в хакасскую литературу пришли молодые прозаики Г. Топанов, К. Нербы- шев. А. Черпаков, Ф. Бурнаков. Ф. Бы- тотов. Тематика и содержание рассказов и по­ вестей наших прозаиков многообразны: глу­ бокие изменения в жизни и быте хакасско­ го улуса, духовном облике людей, вызван­ ные внедрением науки и новейшей техники в сельское хозяйство (И. Костяков «Хара Хыс», Ф. Бытотов «Ветвистая черемуха», Г. Топанов «Проточные воды» и др.); пере­ живания людей в трудных испытаниях Ве­ ликой Отечественной войны и первых не менее трудных послевоенных лет (А. Чер­ паков «Друзья», И. Костяков «Раненый гусь», А. Самрин «На переправе», К Нер- бышев «Артон», Ф. Бурнаков «Брат Клим» и др.), изображение духовного мира и об­ лика молодых рабочих, инженеров, врачей, представителей современной хакасской ин­ теллигенции (И. Котюшев «Сквозь грозу», Г. Топанов «В ночную смену» и др.); путь раскрепощенной хакасской женщины к но­ вой жизни (А. Черпаков «Путь к свету»); жизнь и судьба рядовых хакасов в доре­ волюционные годы (А. Черпаков «Агоол», Г. Саражаков «Карие и Василиса», А. Хал- ларов «Горькая любовь»). Разумеется, далеко не все из упомяну­ тых рассказов и повестей с должной худо­ жественной силой и жизненной правди­ востью раскрывают обозначенные выше те­ мы, лишь некоторые из них представляют интерес для широкого читателя. В целом же состояние нашей прозы вы­ зывает озабоченность: в прои ведениях мо­ лодых авторов нередко встречаются такие недостатки, как натуралистическая описа- тельность, отсутствие свежей мысли, незна­ чительность конфликтов, положенных в ос­ нову сюжетов, неточность психологической мотивировки поступков героев. И самое главное, современник — новый советский че­ ловек, рожденный Великим Октябрем, свер­ шивший подвиг переустройства жизни на социалистических началах, все еще не на­ шел в хакасской прозе достаточно полного и яркого художественного воплощения. В чем же причины этого отставания? Главнейшая из них, на наш взгляд, не­ удовлетворительная работа писательской организации с одаренными молодыми авто­ рами, неумение направить их способности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2