Сибирские огни, № 010 - 1971
шего многонационального читателя, в их большой правдивости и художественной силе, в яркости, типичности образов. Их ге рои олицетворяют собою типичный в жизни коренных народов южной Сибири процесс духовного прозрения, приобщения под вли янием революции к новой жизни и новому быту, рождение новых общественных отно шений, нового человека, ощутившего себя хозяином своей земли. И все же таких крупных масштабных произведений, являющихся своего рода ху дожественным открытием новых, неведо мых доселе нашему читателю земель и на родов, пока еще мало в сибирских младо письменных литературах. Их можно пере честь по пальцам. Хакасская проза пока что обогатила на шу советскую литературу одним и по су ществу первым таким романом — «В дале ком аале» Н Доможакова. Судьба хакасского народа в годы рево люционного обновления некогда «забытой богом» и отдаленной окраины России, ко ренная ломка старых феодально-родовых отношений среди пастухов и охотников, нещадно угнетаемых баями и шаманами, путь народа к новой жизни и его невидан ный духовный рост под влиянием ленин ских идей — все это вместилось в рамки социально-бытового романа, вышедшего из-под пера писателя и явившегося итогом более чем сорокалетнего развития молодой литературы, ее прозы. Конечно, специфический путь хакасско го народа к социализму находил свое ото бражение в ряде произведений нашей со ветской литературы: историческое прошлое хакасов, жизнь и быт народа на разных этапах строительства новой социалистиче ской родины освещались в произведениях русских советских писателей Ф. Малова, Е. Филиппыча, А. Кожевникова, Б. Балте ра, А. Шеметова. И все же заметим, что произведения прозы, созданные русскими писателями, не могли обладать той глуби ной и силой проникновения в народную жизнь, какими обладает роман «В далеком аале», созданный художником, вышедшим из самых низов своего народа и на себе испытавшем байский гнет и жестокость. Большой жизненный опыт в сочетании с не заурядным писательским талантом позво лил Н. Доможакову с большей глубиной и психологической достоверностью нарисо вать правдивые и яркие характеры труже- ников-хакасов: вечного работника, носите ля народной мудрости и справедливости дедушки Хоортая, потомственных пасту- хов-следопытов Сагдая и его сына Сабиса, дочери Хоортая пастушки Домны и внучки Кнай, охотника-сагайца Кормаса, а также русских коммунистов-ленинцев Губенкова, Жаркова, бывшего красноармейца, кузнеца Федора Полынцева, прозванного хакасами Улуг Педором. В романе сильно звучит мысль об интернациональном братстве рус ских и хакасов, объединенных единой вези- кой целью: убрать с пути хакасского наро да баев и бандитов, махровых национали стов, замысливших отторгнуть Хакасию от Советской России. Все это в сочетании с художественной выразительностью и писательским мастер ством выдвигает роман Н. Доможакова «В далеком аале» в первый ряд значитель ных произведений про.ш! наших сибирских тюркоязычных литератур В последние годы отряд писателей-про- запков Хакасии пополнился за счет прито ка молодых свежих сил, группирующихся вокруг литературно-художественного аль манаха «Ах тасхыл» и областной газеты «Ленин чолы». В шестидесятые и семидеся тые годы в хакасскую литературу пришли молодые прозаики Г. Топанов, К. Нербы- шев. А. Черпаков, Ф. Бурнаков. Ф. Бы- тотов. Тематика и содержание рассказов и по вестей наших прозаиков многообразны: глу бокие изменения в жизни и быте хакасско го улуса, духовном облике людей, вызван ные внедрением науки и новейшей техники в сельское хозяйство (И. Костяков «Хара Хыс», Ф. Бытотов «Ветвистая черемуха», Г. Топанов «Проточные воды» и др.); пере живания людей в трудных испытаниях Ве ликой Отечественной войны и первых не менее трудных послевоенных лет (А. Чер паков «Друзья», И. Костяков «Раненый гусь», А. Самрин «На переправе», К Нер- бышев «Артон», Ф. Бурнаков «Брат Клим» и др.), изображение духовного мира и об лика молодых рабочих, инженеров, врачей, представителей современной хакасской ин теллигенции (И. Котюшев «Сквозь грозу», Г. Топанов «В ночную смену» и др.); путь раскрепощенной хакасской женщины к но вой жизни (А. Черпаков «Путь к свету»); жизнь и судьба рядовых хакасов в доре волюционные годы (А. Черпаков «Агоол», Г. Саражаков «Карие и Василиса», А. Хал- ларов «Горькая любовь»). Разумеется, далеко не все из упомяну тых рассказов и повестей с должной худо жественной силой и жизненной правди востью раскрывают обозначенные выше те мы, лишь некоторые из них представляют интерес для широкого читателя. В целом же состояние нашей прозы вы зывает озабоченность: в прои ведениях мо лодых авторов нередко встречаются такие недостатки, как натуралистическая описа- тельность, отсутствие свежей мысли, незна чительность конфликтов, положенных в ос нову сюжетов, неточность психологической мотивировки поступков героев. И самое главное, современник — новый советский че ловек, рожденный Великим Октябрем, свер шивший подвиг переустройства жизни на социалистических началах, все еще не на шел в хакасской прозе достаточно полного и яркого художественного воплощения. В чем же причины этого отставания? Главнейшая из них, на наш взгляд, не удовлетворительная работа писательской организации с одаренными молодыми авто рами, неумение направить их способности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2