Сибирские огни, № 010 - 1971

сложный процесс духовного роста целого Поколения хакасской молодежи, ее вжива­ ние в братскую семью нашей многонацио­ нальной интеллигенции. По своей тематике и поэтическому строю творчество М. Чебо- даева несет в себе много нового для хакас­ ской литературы. Новая тематика, новое содержание потребовали и новых поэтиче­ ских средств, ранее недостаточно использо­ ванных в молодой литературе. Ставя перед собою цель приблизить хакасский стих к живой разговорной речи, М. Чебодаев об­ ращается к поэтическому наследию В. Ма­ яковского, опыту современных советских поэтов. В то же время стих М. Чебодаева не утрачивает ярко выраженной народ­ ности: народно-поэтическое начало, и до­ стижения поэтов-предшественников обога­ щаются в нем за счет творческого усвоения литературно-поэтических традиций. Однако следует всегда иметь в виду, что фольклор может стать источником не только силы, но и слабости писателя. Дело здесь не в том, что для хакасских писате­ лей присуще благоговейное отношение к творчеству своего народа, а в самой специ­ фике развития современного искусства, в котором устное творчество развивается па­ раллельно с поступательным движением литературы, что не исключает возможности рецидива фольклора в письменной лите­ ратуре. В некоторых произведениях нашей литературы (поэмы, созданные в годы Ве­ ликой Отечественной войны по образу и по­ добию хакасских героических сказаний, поэма Ф. Бытотова «Если сердце в тебе загорится» и др.) материал фольклора ос­ воен механически, отчего сами эти произве­ дения лишены внутренней динамики, опи­ сательны, иллюстративны, изобилуют фак­ тами без их художнического осмысления. С другой стороны, в нашей литературе можно встретить и такие произведения, ко­ торые и по жизненному материалу, поло­ женному в их основу, и по характеру осве­ щения этого материала, явно далеко отсто­ ят от уже укоренившихся традиций хакас­ ской поэзии, тяготеют к модернистским но­ вациям формалистического толка. Экспери­ менты в области бессюжетной поэмы, обра­ щение к чрезмерно усложненным «зашиф­ рованным» поэтическим образам и их бес­ цельное нагромождение — все это иногда приводит писателя к утрате национального своеобразия, к антихудожественности. О стремительном взлете младописьмен­ ных литератур народов Сибири свидетель­ ствует появление целого ряда значительных Прозаических пооизведений, получивших большую популярность у советского много­ национального читателя. Достаточно на­ звать здесь такие романы и повести, как «Слово арата» С. Тока, «Синий ветер кас- лания» Ю. Шесталоиа, «Конец большого дома» Г Ходжера, «Ханидо и Халерха» С. Курилова, целый ряд романов и пове­ стей Ю. Рытхэу, недавно увидевшую свет «Повесть о светлоголовом мальчике» С. Са- рыг-Оола, романы Л. Кокышева «Арина» и Н. Доможакова «В далеком аале», и др. создают у читателей представление о зна­ чительных завоеваниях сибирских младо­ письменных литератур, сравнительно быст­ ро вышедших за пределы своих националь­ ных республик, областей, округов, обога­ щающих нашу многонациональную совет скую литературу. Наши литературоведы и критики, посвя тившие свои исследования изучению искус ства сибирских младописьменных народов, с полным правом указывают на одно из наиболее характерных явлений в современ­ ном поступательном движении этих лите­ ратур — их ускоренное развитие. Об этом примечательном явлении в творческой жиз­ ни наших сибирских «малых» литератур уже было сказано в работах Р Бикмуха- медова, К. Зелинского, Г. Ломидзе, Д. Ро­ маненко и др., отмечающих, что за полсто­ летия Советской власти коренные народы Сибири и Дальнего Востока в лице их наи­ более талантливых художников создали са­ мобытное по форме и социалистическое по содержанию искусство, воспитали свою ин­ теллигенцию. Хорошо известно, что наибольших успе­ хов молодые литературы достигли в жанре поэзии, имевшем предшествующие письмен­ ному периоду ярко выраженные богатей­ шие народно-поэтические традиции. Не­ сколько меньшие успехи и завоевания выпа­ ли на долю драматургии и, наконец, с наи­ большими трудностями в молодых наших литературах идет овладение прозаическими жанрами: рассказом, повестью и романом. Причина заметного отставания прозы от поэзии в этих литературах кроется не толь­ ко в отсутствии четкой прозаической тра­ диции в фольклоре этих народов, но, веро­ ятно, и в других мало изученных особенно­ стях и закономерностях их развития. Хакасская советская литература за про­ шедшие сорок лет со дня ее зарождения раз­ вивалась ускоренно, путь от чатхана к ро­ ману она должна была пройти за предель­ но короткие сроки, успевая творчески пере­ плавить богатый материал новой действи­ тельности на основе лучших достижений народного устного творчества и освоения культуры более развитых народов страны. Этим обусловлена еще одна специфическая особенность нашей литературы — неравно­ мерность ее развития, которая проявляется в том, что наряду с рождением отдельных зрелых и несомненно талантливых произве­ дений еще нередко из-под пера наших пи­ сателей выходят малохудожественные, по­ средственные рассказы и повести, носящие описательный характер, лишенные эстети­ ческой и познавательной ценности. И дело здесь, очевидно, в определенной незакон­ ченности, незавершенности сложного и по­ рою противоречивого процесса художест­ венного созревания хакасской литературы. Нами были уже названы наиболее круп­ ные произведения хакасской, тувинской, ал­ тайской прозы. Широкая популярность этих произведений, получивших признание у на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2