Сибирские огни, № 010 - 1971
сложный процесс духовного роста целого Поколения хакасской молодежи, ее вжива ние в братскую семью нашей многонацио нальной интеллигенции. По своей тематике и поэтическому строю творчество М. Чебо- даева несет в себе много нового для хакас ской литературы. Новая тематика, новое содержание потребовали и новых поэтиче ских средств, ранее недостаточно использо ванных в молодой литературе. Ставя перед собою цель приблизить хакасский стих к живой разговорной речи, М. Чебодаев об ращается к поэтическому наследию В. Ма яковского, опыту современных советских поэтов. В то же время стих М. Чебодаева не утрачивает ярко выраженной народ ности: народно-поэтическое начало, и до стижения поэтов-предшественников обога щаются в нем за счет творческого усвоения литературно-поэтических традиций. Однако следует всегда иметь в виду, что фольклор может стать источником не только силы, но и слабости писателя. Дело здесь не в том, что для хакасских писате лей присуще благоговейное отношение к творчеству своего народа, а в самой специ фике развития современного искусства, в котором устное творчество развивается па раллельно с поступательным движением литературы, что не исключает возможности рецидива фольклора в письменной лите ратуре. В некоторых произведениях нашей литературы (поэмы, созданные в годы Ве ликой Отечественной войны по образу и по добию хакасских героических сказаний, поэма Ф. Бытотова «Если сердце в тебе загорится» и др.) материал фольклора ос воен механически, отчего сами эти произве дения лишены внутренней динамики, опи сательны, иллюстративны, изобилуют фак тами без их художнического осмысления. С другой стороны, в нашей литературе можно встретить и такие произведения, ко торые и по жизненному материалу, поло женному в их основу, и по характеру осве щения этого материала, явно далеко отсто ят от уже укоренившихся традиций хакас ской поэзии, тяготеют к модернистским но вациям формалистического толка. Экспери менты в области бессюжетной поэмы, обра щение к чрезмерно усложненным «зашиф рованным» поэтическим образам и их бес цельное нагромождение — все это иногда приводит писателя к утрате национального своеобразия, к антихудожественности. О стремительном взлете младописьмен ных литератур народов Сибири свидетель ствует появление целого ряда значительных Прозаических пооизведений, получивших большую популярность у советского много национального читателя. Достаточно на звать здесь такие романы и повести, как «Слово арата» С. Тока, «Синий ветер кас- лания» Ю. Шесталоиа, «Конец большого дома» Г Ходжера, «Ханидо и Халерха» С. Курилова, целый ряд романов и пове стей Ю. Рытхэу, недавно увидевшую свет «Повесть о светлоголовом мальчике» С. Са- рыг-Оола, романы Л. Кокышева «Арина» и Н. Доможакова «В далеком аале», и др. создают у читателей представление о зна чительных завоеваниях сибирских младо письменных литератур, сравнительно быст ро вышедших за пределы своих националь ных республик, областей, округов, обога щающих нашу многонациональную совет скую литературу. Наши литературоведы и критики, посвя тившие свои исследования изучению искус ства сибирских младописьменных народов, с полным правом указывают на одно из наиболее характерных явлений в современ ном поступательном движении этих лите ратур — их ускоренное развитие. Об этом примечательном явлении в творческой жиз ни наших сибирских «малых» литератур уже было сказано в работах Р Бикмуха- медова, К. Зелинского, Г. Ломидзе, Д. Ро маненко и др., отмечающих, что за полсто летия Советской власти коренные народы Сибири и Дальнего Востока в лице их наи более талантливых художников создали са мобытное по форме и социалистическое по содержанию искусство, воспитали свою ин теллигенцию. Хорошо известно, что наибольших успе хов молодые литературы достигли в жанре поэзии, имевшем предшествующие письмен ному периоду ярко выраженные богатей шие народно-поэтические традиции. Не сколько меньшие успехи и завоевания выпа ли на долю драматургии и, наконец, с наи большими трудностями в молодых наших литературах идет овладение прозаическими жанрами: рассказом, повестью и романом. Причина заметного отставания прозы от поэзии в этих литературах кроется не толь ко в отсутствии четкой прозаической тра диции в фольклоре этих народов, но, веро ятно, и в других мало изученных особенно стях и закономерностях их развития. Хакасская советская литература за про шедшие сорок лет со дня ее зарождения раз вивалась ускоренно, путь от чатхана к ро ману она должна была пройти за предель но короткие сроки, успевая творчески пере плавить богатый материал новой действи тельности на основе лучших достижений народного устного творчества и освоения культуры более развитых народов страны. Этим обусловлена еще одна специфическая особенность нашей литературы — неравно мерность ее развития, которая проявляется в том, что наряду с рождением отдельных зрелых и несомненно талантливых произве дений еще нередко из-под пера наших пи сателей выходят малохудожественные, по средственные рассказы и повести, носящие описательный характер, лишенные эстети ческой и познавательной ценности. И дело здесь, очевидно, в определенной незакон ченности, незавершенности сложного и по рою противоречивого процесса художест венного созревания хакасской литературы. Нами были уже названы наиболее круп ные произведения хакасской, тувинской, ал тайской прозы. Широкая популярность этих произведений, получивших признание у на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2