Сибирские огни, № 010 - 1971

Ты его оберегай. Злому ветру не давай! Отведи рукой беду». ...Я вернулась. Сына нет! Где сыночек, с аечай?! Но молчит гора в ответ. И молчит угрюмый край! Спит лесистая гора, Лиственничная гора. Но под самый небосвод. Не смолкая, гул идет. (П еревод И. Кычакова) О плодотворном использовании поэтики народного творчества ярко свидетельствует творчество многих наших писателей: М. Кильчичакова, М. Баинова, И. Костико­ ва, И. Котюшева и др. Литературоведами и критиками Хакасии (М. Унгвицкая, П. Трояков) вопрос о фольклоризме в национальной литературе ставился и разрешался на целом ряде при­ меров, свидетельствующих о жизненности и плодотворности традиций народного уст­ ного творчества в практике наших писате­ лей. Так, например, было отмечено, что в поэзии И. Котюшева влияние народной поэзии ощутимо сказывается в принципах изображения жизни и быта людей хакас­ ского улуса, удивительно точных и метких зарисовках природы степной и таежной Ха­ касии, как будто увиденных зорким глазом таежного охотника. А в творчестве поэта- песенника И. Костикова — в опоре на луч­ шие достижения народной песни, представ­ ленной жанрами тахпаха и ыра, но сущест­ венно обогащающей традиционные жанры, придающей им современное звучание. Для М. Кильчичакова обращение к уст­ ному творчеству родного народа было есте­ ственным: в пору детства и юношества он готовился стать народным сказителем хай- джи и еще в те далекие годы настойчиво овладевал искусством игры на чатхане и горловым пением. Народное творчество, что называется, впитывалось им с молоком матери. Поэтому традиции фольклора на­ следуются им легко и свободно. И в то же время обращение к художественному на­ следию своего народа отнюдь не сковыва­ ет его творческих возможностей, а помога­ ет глубже и полнее проникнуть в народную жизнь, раскрыть живую душу и нравствен­ ный мир современника, его помыслы и стремления. Примечательно в этом смысле его стихотворение «Старая лиственница», в котором М. Кильчичаков создает образ «песенного» у хакасов дерева лиственницы, раскинувшей свои ветви в поднебесных Саянах, дающей приют семье орлов. Каж­ дый год орлы выводят на лиственничной кроне своих птенцов, каждый раз старая лиственница грустит об улетающих на юг возмужавших орлятах. В духе народной поэзии от рассказа о старой лиственнице автор переходит к повествованию о челове­ ческих судьбах, о связях и преемственно­ сти между поколениями советских людей: Пусть в полет устремляются наши птенцы — Мы в дорогу проводим подросших орлят. П усть с высот наших землю увидят юнцы. Пусть от края до края ее оглядят. Ведь нельзя их в гнезде удерж ать все равно! Пусть они улетают — не будем тужить. Пусть увидят, что нам посмотреть не дано... А для этого стоило, стоило жить! (П еревод В. Семенова.) В творчестве М. Баинова нашла выра­ жение весьма примечательная для совре­ менной хакасской поэзии тенденция к боль­ шим поэтическим обобщениям, к осмысле­ нию исторического пути своего народа, ху­ дожническому постижению его прошлого и настоящего. Вполне оправданным было у М. Баинова в поэмах «Думы о степи», «На­ певы любви» и «Путешествие во времени» обращение к мотивам и образам героиче­ ских сказаний, освещающих события перво­ степенной значимости в народной жизни (борьба хакасов с монголами за свою сво­ боду и независимость, вхождение Хакасии в состав Российского государства, Великий Октябрь и Отечественная война). Влияние народного творчества в поэмах М. Баинова сказывается не только в образно-поэтиче­ ских и сюжетных заимствованиях, но и в самой поэтической интонации, эпически спо­ койной и величавой, напевной. В то же время нельзя не отметить определенную близость произведений М. Баинова к лите­ ратурно-письменной традиции, к поэзии тюркоязычных народов: в них ощущается способность автора соединить в единый мо­ нолитный сплав народно-эпическое и лири­ ческое начала. События прошлого в его поэмах соотнесены с нашим временем, что и придает им актуальное звучание. Что же касается ранее отмеченного сближения хакасской поэзии с устоявшими­ ся традициями многонациональной совет­ ской поэзии, то всего заметнее оно наблю­ дается в творчестве М. Чебодаева. В его поэзии и прозе обнаруживается способность подметить и осветить существенные пере­ мены в жизни хакасов, произошедшие в по­ следние полтора-два десятилетия, тяга к со­ временной тематике. Существо больших пе­ ремен в жизни хакасов теснейшим образом связано с поступательным развитием нашей страны, в экономике и культуре которой все большее и большее место отводится Сибири и сибирякам. Успешное выполнение восьмого пятилетнего плана поставило. Ха­ касию на одно из первых мест по экономи­ ческому развитию среди сибирских нацио­ нальных областей. Директивами XXIV съез­ да КПСС в новой девятой пятилетке пре­ дусматривается строительство целого ряда крупнейших промышленных предприятий на территории Хакасии, вливающихся в еди­ ный Саянский комплекс. Все это существен­ но изменяет и в дальнейшем еще более пре­ образит весь облик нашего края. В некогда бывшей преимущественно аграрной Хака­ сии уже возник и растет рабочий класс, по­ полняя свои ряды за счет коренного насе­ ления нашей области, родилась и сформи­ ровалась национальная техническая интел­ лигенция. В поэме «Всего хорошего!» М. Чебода- ев ставил перед собой задачу раскрыть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2