Сибирские огни, № 010 - 1971
Ты его оберегай. Злому ветру не давай! Отведи рукой беду». ...Я вернулась. Сына нет! Где сыночек, с аечай?! Но молчит гора в ответ. И молчит угрюмый край! Спит лесистая гора, Лиственничная гора. Но под самый небосвод. Не смолкая, гул идет. (П еревод И. Кычакова) О плодотворном использовании поэтики народного творчества ярко свидетельствует творчество многих наших писателей: М. Кильчичакова, М. Баинова, И. Костико ва, И. Котюшева и др. Литературоведами и критиками Хакасии (М. Унгвицкая, П. Трояков) вопрос о фольклоризме в национальной литературе ставился и разрешался на целом ряде при меров, свидетельствующих о жизненности и плодотворности традиций народного уст ного творчества в практике наших писате лей. Так, например, было отмечено, что в поэзии И. Котюшева влияние народной поэзии ощутимо сказывается в принципах изображения жизни и быта людей хакас ского улуса, удивительно точных и метких зарисовках природы степной и таежной Ха касии, как будто увиденных зорким глазом таежного охотника. А в творчестве поэта- песенника И. Костикова — в опоре на луч шие достижения народной песни, представ ленной жанрами тахпаха и ыра, но сущест венно обогащающей традиционные жанры, придающей им современное звучание. Для М. Кильчичакова обращение к уст ному творчеству родного народа было есте ственным: в пору детства и юношества он готовился стать народным сказителем хай- джи и еще в те далекие годы настойчиво овладевал искусством игры на чатхане и горловым пением. Народное творчество, что называется, впитывалось им с молоком матери. Поэтому традиции фольклора на следуются им легко и свободно. И в то же время обращение к художественному на следию своего народа отнюдь не сковыва ет его творческих возможностей, а помога ет глубже и полнее проникнуть в народную жизнь, раскрыть живую душу и нравствен ный мир современника, его помыслы и стремления. Примечательно в этом смысле его стихотворение «Старая лиственница», в котором М. Кильчичаков создает образ «песенного» у хакасов дерева лиственницы, раскинувшей свои ветви в поднебесных Саянах, дающей приют семье орлов. Каж дый год орлы выводят на лиственничной кроне своих птенцов, каждый раз старая лиственница грустит об улетающих на юг возмужавших орлятах. В духе народной поэзии от рассказа о старой лиственнице автор переходит к повествованию о челове ческих судьбах, о связях и преемственно сти между поколениями советских людей: Пусть в полет устремляются наши птенцы — Мы в дорогу проводим подросших орлят. П усть с высот наших землю увидят юнцы. Пусть от края до края ее оглядят. Ведь нельзя их в гнезде удерж ать все равно! Пусть они улетают — не будем тужить. Пусть увидят, что нам посмотреть не дано... А для этого стоило, стоило жить! (П еревод В. Семенова.) В творчестве М. Баинова нашла выра жение весьма примечательная для совре менной хакасской поэзии тенденция к боль шим поэтическим обобщениям, к осмысле нию исторического пути своего народа, ху дожническому постижению его прошлого и настоящего. Вполне оправданным было у М. Баинова в поэмах «Думы о степи», «На певы любви» и «Путешествие во времени» обращение к мотивам и образам героиче ских сказаний, освещающих события перво степенной значимости в народной жизни (борьба хакасов с монголами за свою сво боду и независимость, вхождение Хакасии в состав Российского государства, Великий Октябрь и Отечественная война). Влияние народного творчества в поэмах М. Баинова сказывается не только в образно-поэтиче ских и сюжетных заимствованиях, но и в самой поэтической интонации, эпически спо койной и величавой, напевной. В то же время нельзя не отметить определенную близость произведений М. Баинова к лите ратурно-письменной традиции, к поэзии тюркоязычных народов: в них ощущается способность автора соединить в единый мо нолитный сплав народно-эпическое и лири ческое начала. События прошлого в его поэмах соотнесены с нашим временем, что и придает им актуальное звучание. Что же касается ранее отмеченного сближения хакасской поэзии с устоявшими ся традициями многонациональной совет ской поэзии, то всего заметнее оно наблю дается в творчестве М. Чебодаева. В его поэзии и прозе обнаруживается способность подметить и осветить существенные пере мены в жизни хакасов, произошедшие в по следние полтора-два десятилетия, тяга к со временной тематике. Существо больших пе ремен в жизни хакасов теснейшим образом связано с поступательным развитием нашей страны, в экономике и культуре которой все большее и большее место отводится Сибири и сибирякам. Успешное выполнение восьмого пятилетнего плана поставило. Ха касию на одно из первых мест по экономи ческому развитию среди сибирских нацио нальных областей. Директивами XXIV съез да КПСС в новой девятой пятилетке пре дусматривается строительство целого ряда крупнейших промышленных предприятий на территории Хакасии, вливающихся в еди ный Саянский комплекс. Все это существен но изменяет и в дальнейшем еще более пре образит весь облик нашего края. В некогда бывшей преимущественно аграрной Хака сии уже возник и растет рабочий класс, по полняя свои ряды за счет коренного насе ления нашей области, родилась и сформи ровалась национальная техническая интел лигенция. В поэме «Всего хорошего!» М. Чебода- ев ставил перед собой задачу раскрыть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2