Сибирские огни, № 010 - 1971

К. АНТОШИН, А. КЫЗЛА^ОВА От н а т х а н а к р ом ан у Рожденная Великим Октябрем в пер­ вые годы становления социалистической Хакасии, набиралась сил, прочно станови­ лась на ноги и молодая хакасская литера­ тура. Ее сравнительно небольшой по време­ ни, но достаточно содержательный и поучи­ тельный творческий опыт имеет немало­ важное значение для понимания сложного пути к зрелости младописьменных литера­ тур народов Сибири. Хакасская литература, естественно, не могла возникнуть на пустыре. В первые дни своего рождения она должна была впи­ тать в себя лучшие достижения и завоева­ ния устного народного творчества, образцы которого бережно хранились и из поколе­ ния в поколение передавались наиболее та­ лантливыми представителями национальной культуры. Знакомство с самым начальным развитием хакасской литературы дает воз­ можность заметить, что ее становление протекало при активном использовании пи­ сателями народной песни, тахпаха, идущих из седой древности героических сказаний и легенд с их образной поэтической струк­ турой, напевным и мелодичным стихом, бо­ гатым ассоциациями и параллелями, гипер­ болами и поэтическими противопоставле­ ниями, мудрой аллегорией, т. е. со всем тем, что искони было неотъемлемой принадлеж­ ностью родной поэзии, было и оставалось самобытным выражением поэтического мышления народа. И все же заметим, что фольклор, как таковой, не мог быть единственным и тем более решающим фактором, предопреде­ лившим рождение письменной литературы. Социалистическая действительность и со­ циалистическая идеология, животворные ленинские идеи — вот что могло оплодотво­ рить и оплодотворяло народную мудрость и народное искусство, рождало качественно новое явление национальной культуры — национальную литературу. Не случайно в первых произведениях хакасских авторов рассказ велся о самом важном и значительном в жизни вчераш­ них батраков и таежных охотников — о- преобразовании родного края, о новой сча­ стливой жизни, расцветающей на берегах Енисея и Абакана Этот лейтмотив с осо­ бой силой звучал в творчестве каждого из пионеров нашей поэзии. Его мы отчетливо слышим в стихотворении М. Аршанова «Дума чабана», построенном на традици­ онном противопоставлении картин народ­ ной жизни в прошлом и теперь: В давнее время. к земле нас сгибая. Ж адное племя владело всем — баи. Мы же на свете ничем не владели. Байские плети над нами свистели. Степь нам служила постелью, а небо Крышею было... И не было хлеба! В наши года нас не душит, сгибая. З л ая беда. Нет ш аманов и бая! Наши стада и все пастбищ а наши. Лю ди труда, пьем из полной мы чаши. (П еоевод А. О йслендера ) Стихотворение Н. Доможакова «Уй- батская степь», написанное позже, в пер­ вые послевоенные годы, примечательно тем, что в нем автор стремится показать бога­ тую и счастливую жизнь своих земляков, славит нового человека-труженика, рож­ денного Октябрем: Трехтонка вместить не сможет П одарки твои, мой друг. Состав — И тот не поможет,— Гак много богатств вокруг. Ведя эшелон по склонам. Седой машинист в тиши Лиш ь скаж ет тебе С поклоном: «Спасибо!» От всей души. Да сверху стальная птица, Крепя на лету крыло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2