Сибирские огни, № 010 - 1971
К. АНТОШИН, А. КЫЗЛА^ОВА От н а т х а н а к р ом ан у Рожденная Великим Октябрем в пер вые годы становления социалистической Хакасии, набиралась сил, прочно станови лась на ноги и молодая хакасская литера тура. Ее сравнительно небольшой по време ни, но достаточно содержательный и поучи тельный творческий опыт имеет немало важное значение для понимания сложного пути к зрелости младописьменных литера тур народов Сибири. Хакасская литература, естественно, не могла возникнуть на пустыре. В первые дни своего рождения она должна была впи тать в себя лучшие достижения и завоева ния устного народного творчества, образцы которого бережно хранились и из поколе ния в поколение передавались наиболее та лантливыми представителями национальной культуры. Знакомство с самым начальным развитием хакасской литературы дает воз можность заметить, что ее становление протекало при активном использовании пи сателями народной песни, тахпаха, идущих из седой древности героических сказаний и легенд с их образной поэтической струк турой, напевным и мелодичным стихом, бо гатым ассоциациями и параллелями, гипер болами и поэтическими противопоставле ниями, мудрой аллегорией, т. е. со всем тем, что искони было неотъемлемой принадлеж ностью родной поэзии, было и оставалось самобытным выражением поэтического мышления народа. И все же заметим, что фольклор, как таковой, не мог быть единственным и тем более решающим фактором, предопреде лившим рождение письменной литературы. Социалистическая действительность и со циалистическая идеология, животворные ленинские идеи — вот что могло оплодотво рить и оплодотворяло народную мудрость и народное искусство, рождало качественно новое явление национальной культуры — национальную литературу. Не случайно в первых произведениях хакасских авторов рассказ велся о самом важном и значительном в жизни вчераш них батраков и таежных охотников — о- преобразовании родного края, о новой сча стливой жизни, расцветающей на берегах Енисея и Абакана Этот лейтмотив с осо бой силой звучал в творчестве каждого из пионеров нашей поэзии. Его мы отчетливо слышим в стихотворении М. Аршанова «Дума чабана», построенном на традици онном противопоставлении картин народ ной жизни в прошлом и теперь: В давнее время. к земле нас сгибая. Ж адное племя владело всем — баи. Мы же на свете ничем не владели. Байские плети над нами свистели. Степь нам служила постелью, а небо Крышею было... И не было хлеба! В наши года нас не душит, сгибая. З л ая беда. Нет ш аманов и бая! Наши стада и все пастбищ а наши. Лю ди труда, пьем из полной мы чаши. (П еоевод А. О йслендера ) Стихотворение Н. Доможакова «Уй- батская степь», написанное позже, в пер вые послевоенные годы, примечательно тем, что в нем автор стремится показать бога тую и счастливую жизнь своих земляков, славит нового человека-труженика, рож денного Октябрем: Трехтонка вместить не сможет П одарки твои, мой друг. Состав — И тот не поможет,— Гак много богатств вокруг. Ведя эшелон по склонам. Седой машинист в тиши Лиш ь скаж ет тебе С поклоном: «Спасибо!» От всей души. Да сверху стальная птица, Крепя на лету крыло.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2