Сибирские огни, № 010 - 1971
Студенчество мира продолжает «казан скую вечную сходку», «Володя Ульянов бу шует в Мадриде и Беркли». И современная «девочка с лицом народоволки прощается со мною на углу». Молодость всегда революционна. Но что бы всю жизнь оставаться революционером, надо постоянно быть молодым. Ленин — образец цельности: революционную моло дость духа он пронес через всю свою жизнь и оставил ее в наследство нам. Такова идей но-психологическая суть поэмы. Быть молодым, когда ты молод,— просто, и подвиг — быть бессмертно молодым. Склонимся же у входа в М авзолей. Склонимся у незримых пьедесталов тех дочерей страны и сыновей, кто в зрелости не предал идеалов вольнолюбивой юности своей. Но общая идея еще шире. Это, в конеч ном счете, поэма о стране, которая сохра нила молодость и верность своим револю ционным идеалам: Мне вновь планида оказала милость, и, вновь даря свой выстраданный свет, как в Братской ГЭС, Россия мне раскрылась в тебе. Казанский университет. Россия раскрылась, как страна, несущая ленинскую единственную правду, как на дежда человечества: Люблю тебя, Отечество мое, не только за частушки и природу — за пушкинскую тайную свободу, за сокровенных рыцарей ее, за вечный пугачевский дух в народе, за доблестный граж данский русский стих, за твоего Ульянова Володю, за будущих Ульяновых твоих. Поэма «Казанский университет» являет ся итоюм долгих, подчас противоречивых, поисков, в ней выплавилось самое значитель ное и чистое, что обрел Евтушенко на своем двадцатилетием творческом пути. Каков будет следующий этап? Пророком быть легко, потому что несбывшиеся проро чества забываются Не будем пророчество вать. тем более, что поэт сам, кажется, про декларировал принципы своего дальнейшего развития В статье «Чтобы голос обресть — надо крупно расстаться», опубликованной в авгу стовском номере «Нового мира» за 1970 г., Евтушенко говорит: «Поэт стал другим — значит и стихи ста ли другими. Плевать на то, что кто-то разо чарованно вздохнет: «А раньше вы писали, иначе»... Недалекие поклонники эпикурей ской стихии раннего Пушкина морщились при чтении глав «Евгения Онегина»: «Это не он». Многие обожатели Блока, прочитав «Двенадцать», страдальчески вздыхали: «До чего он опустился»... Некоторые читатели слишком деспотичны. Полюбив однажды поэта, от каждого его нового произведения они ждут чего-то похожего на прежнее. Иногда поэт поддается диктату публики и снова пытается прыгать через уже взятую планку... Планку надо поднимать выше — и лучше сбить ее, но все-таки попробовать взять новую высоту». Собственно, об этом же и стихотворение «Вам, кто руки не подал Блоку», напечатан ное в «Литературной России», в ноябре 1970 г. Но здесь жестче, чем в статье, осуж дены потуги некоторых «слишком деспотич ных» читателей: Всегда слепцы кричат: «П родался!» тому, кто взглядом вдаль продрался, когда не видно им ни зги. Со свойственной ему решительной откро венностью поэт говорит о тех, кто и впредь хотел бы видеть у него фронду и браваду. Он хочет вразумить людей, желающих и се годня фрондировать: Художник, в час великой пробы не опустись до мелкой злобы, не стань Отечеству чужой. Д а, эмиграция есть драма, но в жизни нет срамнее срама, чем эмигрировать душой. А для тех, кто не поймет этого, ответ у него один: «Эй вы, замкнувшиеся глухо, скопцы и эмигранты духа... Когда я напишу «Двенадцать», не подавайте мне руки!» Чуть не все этапы своего творческого развития Евтушенко начинал с деклараций, как бы сам для себя сначала формулировал цель, а потом уже двигался к ней. Так было даже с темой любви. Стихотворение «Вам, кто руки не подал Блоку» тоже оказалось таким сердитым, будто писал его все тот же «сердитый молодой человек». Но «серди тость» поэта давно уточнила адресаты — это неприемлемая для человечества анакондова система капитализма и плотские тени прош лого, еще бродящие по нашей земле, а его молодость — это непроходящая молодость советского революционного духа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2