Сибирские огни, № 010 - 1971
гатая ассоциативность мышления, свободное владение самыми модерными научными тер минами и понятиями, легкое опрокидывание их в быт, в сферу человеческих отношений и. одновременно охотное использование про сторечных, в современном понятии, подчас хохма ¡еских речевых оборотов, вульгариз мов.— все это создает тот стиль, который свойственен современному молодому интел лигенту, «интеллектуалу»,— по терминоло гии Л. Аннинского. Из всех поэтов своего поколения А. Вознесенский, несомненно, наиболее последователен и целен в создании такого стиля. Взаимосвязи между поэзией Евтушенко и Вознесенского, действительно, очень тесны. С первых шагов Вознесенский включил в свою поэтику «евтушенковские» рифмы, во спользовался опытом сотоварища по освое нию разговорного языка молодежи, воспри нял от него тот своеобразный пафос, кото рым насыщены незначительные, казалось бы, детали, который таится в лирической обо лочке или в юморе, даже в иронии. Вознесенский пошел дальше в разработ ке поэтической формы. Неисчерпаемо вирту озная метафоричность его поэтики является, может быть, уникальной среди его поколе ния поэтов, так же, как и поиски в области ритмики. Евтушенко, дав сотоварищу «поотрет интеллектуала», в свою очередь, использует его формальные достижения. Вообще-то, как мы успели заметить, он не очень склонен к усложненным тропам, предпочитая прямую выразительность тонко наблюденной дета ли, но, конечно, не чуждается и тропов, ко торые у него подчас прямо идут от поэтики Вознесенского: И как рубали из рейса в рейс его трамваи спагетти рельс. Использует Евтушенко и разработки со товарища в области ритмики. Если Вознесенский нашел «чисто поэти ческий эквивалент» «молодого интеллектуа ла» и продолжает разрабатывать его, не считаясь даже с собственными возрастными изменениями, то Евтушенко менее целен, по просту неровен и противоречив в собствен ном стиле. Но этот формальный недостаток с годами все более определяется как до стоинство. Об одном французском художнике Мая ковский сказал: «Твердый. Меняющийся». Парадокс? Нет. Твердая последовательность художника заключается в том, что он по стоянно меняется в процессе собственного созревания, вместе с развитием своей эпохи. В стихах пятидесятых годов Евтушенко уже вырывался за грани образа «молодого ин теллектуала», попытался не только оценить своих многочисленных «неинтеллектуальных» героев с интеллигентской точки зрения, но и слиться с ними, выразить их изнутри. Чего, например, не делает Вознесенский, при всем широком тематическом захвате жизни всегда оставаясь на точке зрения своего ли рического интеллектуального героя. Поэтому он популярен, главным образом, в среде мо лодой интеллигенции, как выразитель, преж де всего, умонастроения и мироощущения этого слоя нашего общества Евтушенко в этом смысле гораздо народ ней, и аудитория его несравненно шипе. От «Шоссе энтузиастов» до «Братской ГЭС» он охватил все свое поколение, а не только его наиболее интеллектуальную часть. В стихах второй половины 60-х годов вы явилось осознание того, что поэт ушел из молодости, что миссия его расширилась вместе со зрелостью всего его поколения. Так вот и живу — необручечным и уже навеки обреченным где-то между девочками в белом и седыми женщинами в черном. В этом стихотворении 1965 года есть еще просто горьковатая констатация своего ухо да из молодости. Но через год в «стихах о старухах» он уже прямо говорит о своем стремлении быть поэтом не только для мо лодежи: Страна сверхскоростей и сверхнаук, сверхфизиков, сверхлириков, сверхстроек, Россия, ты еще страна старух, быть может, сверхпрощающих, но строгих. Хочу писать я для таких старух. Д ля девочек пускай другие пишут. В стихотворении «Нежность», где грусть повзрослевшего человека смягчена юмором, поэт отделяет себя от категорических край ностей молодости, которым был так под вержен: Шутят басовыми голосами, но, как будто детский лопоток, слышу что-то вроде: «Колоссально», и еще: «Ж елезно», «Молоток», Я смотрю, завидую, жалею. Думаю — какие молодцы. Колоссально, милая, железно то, что мы с тобой не молотки. Я впадаю , может бьн ь в сусальность, но среди тщеславной суеты нежелезность и неколоссальность, думаю, не худшие черты. После яростных, неупорядоченных иска-* ний мысли в «Братской ГЭС» поэт пишет стихи, исполненные тихого раздумья: «Идут белые снеги», «Бабушки», «Памяти Ахмато вой». Он как бы вбирает другие, новые для него, незамечавшиеся дотоле, ритмы эпохи, которая не ограничивается сверхвысокими сверхскоростями. В стихотворении «Идут белые снеги» ой обращается к традиционному для русской классики мотиву, нашедшему свое великое воплощение у Пушкина — «Брожу ли я вдоль улиц шумных»,— и Есенина — «Мы теперь уходим понемногу». Этот мотив ве чен, непреходящ, ибо каждому заново и не повторимо предстоит уход из жизни. Это всегда интимно и все-да всеобще. Евтушенко достойно продолжил класси ческую традицию. И дут белые сн еги _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2