Сибирские огни, № 010 - 1971
когда-то была влюблена Сонька. Теперь он, оказывается, инженер на Братской,— хотя читатель там ни разу его не видел, да и, вообще, признаться, успел начисто позабыть. Петька искусственно оживлен в нашей па мяти лишь для того, чтобы мысленно обра титься к танцующим юным москвичам: Тот бетон, ребята, мы для вас месили, и за это самое мстили нам враги. Не забудьте, «гвоздики» или «мокасины», Сонькины разбитые сапоги. Чистым будь высоким, молодое племя! Не простит вам Сонька, не простит вам Ленин! Это хорошие слова, и, вообще, глава на писана выразительно, однако композицион ная цельность поэмы продолжает сильно страдать. В главе «Ночь поэзии», может быть, осо бенно заметны неиспользованные художест венные возможности, которые оформили бы идейную взаимосвязь разных эпизодов. Чайя читает свои стихи: Ты свети, свети, плотина, через горы и леса! Ты сведи, сведи, плотина, все морщиночки с лица. Но ведь это повторенье того, что сказа но в главе «Природа»: Пусть нас берег» т от старения, пусть нас избавляю т от мук, как будто природ творения — творения собственны.» рук! Больше того, это же мечта бабы, кото рую Володя Ульянов поднял из грязи: Хочег быть молодой, а не получается У той бабы было безвыходно, а вот у но вой, советской «бабы» — у Майи — мечта уже с «выходом», уже получается быть мо лодой, потому что плотина способна свести морщиночки с лица. В трех местах поэмы бросил поэт такие отрывочные строки и сам не заметил, что между ними возможно уста новить многозначительные связи, работаю щие на главную идею И все-таки основная мысль поэмы до вольно последовательно и упорно, хотя ча сто топчась на месте или незначительно варьируясь, продвигается вперед. Находит она завершение в главе «В минуту сла бости». И я, если мучат сомнения, ища от них исцеление, иду ходоком к Ленину. иду ходоком к Ленину. Тут есть действительно широкий переклик, связующий поэму, вопреки излишествам и несобранности в первые годы оветской власти шли ходоки к Ленину, и Ленин шел ходоком к народу за советом, сейчас поэт идет к Ленину — и эта взаимосвязь раз растается до всемирного масштаба: Сквозь войны, сквозь преступления, но все-такн без отступления идет человечество к Ленину, идет человечество к Ленину Это и есть главный ответ Пирамиде — не риторический, а естественно вытекающий из всего идейно-художественного комплек са поэмы. Мысль о том, что неустарелость идей, может быть, является свидетельством их бессилия, не опровергается прямыми фор мулировками,— на поверхностный взгляд, к ней вообще нет возврата. Но на самом деле глубинный возврат к ней есть. Не бессилие идей, а их недовоплощенность — вот в чем суть! Ленинские идеи брошены так далеко вперед, что мы не полностью еще воплотили их, поэтому вновь и вновь обращаемся к ним, они — впереди. Идет человечество к Ленину! Поэт с гражданственной смелостью ко снулся самых сложных, острых проблем современности и собственной системой идей но-художественных доказательств пришел сам и привел читателя к постижению того, что человечество идет в будущее ленинским путем, и другого пути для него нет. Поэма «Братская ГЭС», несмотря на фрагментар ность и композиционную неслаженность, не точность и наивность некоторых историче ских характеров, является весьма знамена тельной вехой в творчестве Евтушенко, за метным явлением советской поэзии, за по следние десятилетия, может быть, самым заметным после «За далью — даль» А. Твар довского. «РОССИЯ МНЕ РАСКРЫЛАСЬ» Время конца 50-х и начала 60-х годов выдвинуло целое поколение поэтов, интерес ных и очень разных как по формальным склонностям, так и по мироощущению: Е Евтушенко, Р. Рождественский, А. Возне сенский, В. Соколов, В Цыбин, Б. Ахмаду лина, Р Казакова и другие. Внутри этой ге нерации гстчас возникли, а частично про должаются и сейчас, свои противоречия, споры и «диалоги», которые отражают ре альные противоречия эпохи. Поколение поэтов, которое приближает ся сейчас к своему сорокалетию, давно ждет специального большого исследования, кото рое не является целью данного очерка. Поэтому приходится остановиться только на одном имени, которое упорно, в течение многих лет, упоминается самыми разными критиками в тесной связи с именем Евту шенко. Л Аннинский в С 1 агье «Атака стилем», опубликованной в 1970 году в «Комсомоль ской правде», подметил «Десять лег назад Вознесенский, погучив из рук Евтушенко публицистический портрет молодою мечта тельного интеллектуала, нашел ему чисто поэтический эквивалент, создав художест венный стиль, выявляющий состояние этого городского героя» В самом деле, чрезви тайно гибкая, бо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2