Сибирские огни, № 010 - 1971
Стало быть, прежде чем принимать даль нейшее внутреннее развитие поэмы, мы должны с некоторым насилием над непо средственностью восприятия принять услов ности, предложенные нам поэтом. Пирамида видит сквозь «нейлонно-неоно- вое»: Та же подлость в ее оголтении. Те же тюрьмы,— только модерные. То же самое угнетение, только более лицемерное. Она вовсе не бесстрастное, холодное су щество, у нее «внутри все кричит и рыдает»: «Украдите, украдите, украдите память мою!» Она смотрит на «сфинкс под названьем Россия» и тоже не замечает ничего нового: «Есть крестьяне и есть рабочие, и писцы — очень много писцов... Вижу, трудятся... не видаль — трудятся! Раньше тоже трудились рабы». Не видя прогресса в человеческом обще житии, Пирамида протестует против рево люции, «против всяких взрывов»: «Прокли наю любое бессмертье, если смерти — его фундамент». Братская ГЭС опровергает это безверие: Зря? Зову я на память прошлое, про себя повторяя вновь строки вещие: «...дело прочно, когда под ним струится кровь». Это жестокое, но справедливое некрасов ское обобщение служит как бы эпиграфом _к последующей поэтической хронике россий ского революционного движения. Лучшая глава в хронике — «Казнь Стень ки Разина». Здесь сама ритмика идет от фольклора, и особенно становятся заметны ми народные истоки «евтушенковской» рифмы: Как во стольной Москве белокаменной вор по улице бежит с булкой маковой. От фольклора идут образы: «Как за боч кой бокастой боченочек, за боярыней катит боярчоночек». Тактично, соразмерно исполь зуется язык той эпохи: «Старцы с вервием на вые». Все это создает исторически и художест венно достоверную атмосферу, в которой с великолепной живописностью разворачи вается картина казни. Стенька голову на плаху положил, подбородок в край изрубленный упер и затылком приказал: «Д авай топор». И этот изрубленный край плахи, на ко тором слетает не первая голова, и вырази тельный, живой, напряженный затылок, и «подмоклое» Лобное место, и взгляды, ко торые отрубленная голова швыряет как под метные письма, зовущие к бунту,— все это потрясающе зримо воспроизведено поэтом, в красках, в крови, в живом дыхании. Толпа, с весельем, любопытством и нена вистью оплевывающая Стеньку, вдруг впер вые осознала что-то: Что, народ, стоишь, не празднуя? Шапки в небо — и пляши! Но застыла площ адь Красная, чуть колыша бердыши. ................................................ 1 П лощ адь что-то поняла, площ адь шапки сняла... «Прохрипела голова: «Не зазря». И по том ГЭС повторила «турбинами эхо Стень- киного «не зазря». Каждый поэт, о чем бы он ни писал, ка кие бы отдаленные образы ни брал, обяза тельно, хоть какой-то частичкой, вкладывает в них себя. Тем более Евтушенко, который весь в современности и, да простят меня критики, весь в самовыражении. Это вовсе не значит, что образ Стеньки Разина — про стая маска, надетая поэтом на собственное лицо. Нет, здесь есть ощущение истории, точная трактовка исторического места своего героя. Но образ стал еще более эмоциональ но насыщенным оттого, что поэт обнаружил какие-то лирические линии пересечения меж ду ним и собой. Ну как тут не вспомнить «Пролог», когда Стенька восклицает: «Я был в грамоте не очень... Может, это подве ло?»! Как не вспомнить «Граждане, послу шайте меня» при горьком раздумье Разина: Ладно, плюйте, плюйте, плюйте,— все же радость задарм а. Вы всегда плюете, люди, в тех. кто хочет вам добра. В следующей главе — «Декабристы» —• мы встречаем идею, знакомую нам по сти хотворению «Считайте меня коммунистом», только опрокинутую в прошлое. «Благона дежным» вроде «ревностного служаки», или Фаддея Булгарина, или «цензоров-бедняг» противопоставлены Пушкин и декабристы: А их в измене обвиняла и смрадной грязью поливала тупая свора стукачей. О, только те благословенны, кто, как изменники измены, не поворачивая вспять, идут на доски эшафота, поняв, что сущность патриота — во имя вольности восстать! Если вспомнить противопоставление «при мазавшихся» и «ершистых», то увидим па раллели довольно прозрачные. Но столь ви новат ли в них поэт? После невнятной де магогии «Считайте меня коммунистом» и «Бухгалтера» он гораздо точней определил те политические типы, против которых счи тает необходимым бороться внутри нашего общества. С одной стороны — это фронде ры— «прогрессисты,, непримиримые, как ра систы», либеральные скептики, воплощенные в образе Пирамиды, а с другой — это «про хиндеи» из одноименного стихотворения, ко торые «кричат нам про идеи», не имея их, про народ, презирая его, это те, кто недо волен дальнейшей демократизацией нашей жизни. Мы много говорим о пережитках про шлого, охотно сводя их, главным образом, к пьянству, хулиганству и нетоварищескому отношению к женщине. Но пережитки куда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2